Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

Исследование вопроса возможности дальнейшей эксплуатации танкеров типа «Волгонефть» при условии своевременного качественного ремонта

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-4-545-557

EDN: DYSASI

Аннотация

Темой работы является исследование вопросов длительности безаварийной эксплуатации танкеров типа «Волгонефть» проекта № 1577 при условии качественного ремонта и модернизации. Актуальность работы обусловлена произошедшей 15 декабря 2024 г. аварией в Керченском проливе, где два судна проекта («Волгонефть-212» и «Волгонефть-239») потерпели крушение, вызвав экологическую катастрофу из-за выброса мазута. Рассмотрены возможные причины аварии, включая несоблюдение требований Российского классификационного общества, перегруз, отсутствие качественного ремонт корпусов. Выполнен анализ гипотезы о том, что надежность эксплуатации судов определяется не их возрастом, а техническим состоянием, которое в свою очередь обеспечивается судовладельцем через регулярные освидетельствования в совокупности с качественным ремонтом корпуса. Представлены результаты прочностных расчетов корпусов танкеров, выполненных в 2019–2024 гг., и данные о модернизации, включающей замену конструкций на сталь повышенной прочности (РС D32 с пределом текучести 315 МПа), подъем второго дна и перенос переборок в грузовой зоне в соответствии с требованиями МАКО. Рассмотрены особенности конструкции судов, их классификационные ограничения и влияние остаточных деформаций, таких как общий остаточный перегиб, на вероятность перелома корпуса. Особое внимание уделено опасным сечениям в районе грузовых танков, где произошли переломы у потерпевших крушение судов. Для повышения надежности предлагается усиление корпусов путем установки полос подкрепления на наиболее ослабленные связи (настил палубы или обшивку днища), что является экономически эффективным решением. Сделан вывод о том, что при соблюдении требований Российского классификационного общества в части регулярного контроля технического состояния и индивидуального подхода к ремонту танкеры «Волгонефть» могут продолжать безопасную и эффективную эксплуатацию несмотря на возраст, составляющий в среднем 48 лет в 2025 г. Результаты расчетов показывают, что модернизированные танкеры обладают достаточным запасом прочности для безопасной эксплуатации в рамках классов РКО («ХМ-ПР 2,5» или «ХМ–СП 3,5»).

Об авторах

А. Б. Красюк
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Россия

Красюк Алла Борисовна — кандидат технических наук, профессор.

198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



А. А. Буцанец
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Россия

Буцанец Артем Александрович — кандидат технических наук, начальник отдела НТИ и ИС.

198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



Список литературы

1. Барышников С. О. Оптимальная дефектация корпусов судов речного флота / С. О. Барышников, А. Б. Красюк, В. Б. Чистов // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2022. — Т. 14. — № 6. — С. 915–930. DOI: 10.21821/2309-5180-2022-14-6-915930. — EDN CJMFUD.

2. Красюк А. Б. Надежность элементов корпусов судов речного флота / А. Б. Красюк, В. Б. Чистов, В. Г. Никифоров // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2023. — Т. 15. — № 6. — С. 1041–1053. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-6-1041-1053. — EDN QQQDZW.

3. Барышников С. О. Ремонт и надежность корпусов судов речного флота / С. О. Барышников, Т. О. Карклина, В. Б. Чистов // Судостроение. — 2021. — № 1(854). — С. 10–13. DOI: 10.54068/00394580_2021_1_10. — EDN QUAEVB.

4. Красюк А. Б. Методологические основы дефектации стальных корпусов судов / А. Б. Красюк, В. Б. Чистов // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2013. — № 3. — С. 87–93. — EDN QCNRHJ.

5. Барышников С. О. Общие остаточные деформации корпусов судов / С. О. Барышников, Т. О. Карклина // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Технические науки. — 2010. — № 8. — С. 124–128. — EDN NCDTCF.

6. Барышников С. О. Надежность корпусов судов с общими остаточными деформациями / С. О. Барышников, Т. О. Карклина, В. Б. Чистов // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. — 2019. — Т. 11. — № 3. — С. 519–533. DOI: 10.21821/2309-5180-2019-11-3-519-533. — EDN TVJHNJ.

7. Карклина Т. О. Повышение точности измерения остаточного перегиба корпуса судна / Т. О. Карклина, А. В. Павлов, В. Б. Чистов // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2015. — № 4(32). — С. 109–118. — EDN UDJUUR.

8. Красюк А. Б. Влияние погрешностей в определении остаточных толщин элементов корпусных конструкций на общую прочность корпуса судна / А. Б. Красюк // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2013. — № 2(21). — С. 70–77. — EDN RUOIAZ.

9. Барышников С. О. Способ расчета надежности корпусов судов и их элементов с учетом выполненных ремонтов и условий дальнейшей эксплуатации / С. О. Барышников, А. Б. Красюк, В. Б. Чистов // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2020. — Т. 12. — № 1. — С. 85–95. DOI: 10.21821/2309-5180-2020-12-1-85-95. — EDN TVZRCH.

10. Барышников С. О. Влияние местных остаточных деформаций на надежность корпусов судов / С. О. Барышников, А. Б. Красюк, В. Б. Чистов // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2022. — Т. 14. — № 3. — С. 403–416. DOI: 10.21821/2309-5180-202214-3-403-416. — EDN YWDUSM.

11. Кочнев Ю. А. Разработка математической модели и алгоритма определения последовательности дефектации корпуса судна / Ю. А. Кочнев, И. Б. Кочнева, О. К. Зяблов // Научные проблемы водного транспорта. — 2024. — № 78. — С. 66–75. DOI: 10.37890/jwt.vi78.455. — EDN TYQPWG.

12. Кочнев Ю. А. Механизация инструментального контроля технического состояния корпусов судов / Ю. А. Кочнев, О. К. Зяблов // Транспорт. Горизонты развития: Труды 1-го Международного научнопромышленного форума, Нижний Новгород — Новосибирск, 25–28 мая 2021 года. — Нижний Новгород: Волжский государственный университет водного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), 2021. — С. 48. — EDN SDSPIE.

13. Алешин Н. П. Мониторинг технического состояния корпусов судов с использованием телеуправляемого подводного аппарата / Н. П. Алешин, М. В. Григорьев, В. В. Вельтищев [и др.] // В мире неразрушающего контроля. — 2015. — Т. 18. — № 3. — С. 12–15. — EDN UDJSNB.

14. Кашина В. В. Перспективные направления корректировки процессов дефектации корпусов судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания / В. В. Кашина, Е. Г. Бурмистров // Судостроение. — 2024. — № 3(874). — С. 36–45. — EDN LXSLTS.

15. Патент № 2741671 Российская Федерация, МПК B63B 79/30, B63B 79/00, B63B 43/00. Способ контроля состояния наружной обшивки корпуса судна / П. Е. Бураковский, Е. П. Бураковский, А. В. Мысник; заяв. и патентообл. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет». — № 2019137061; заявл. 18.11.2019; опубл. 28.01.2021. — EDN OZKXJZ.

16. Петрова Н. Е. Изменение технического состояния судна в результате износа корпусных конструкций / Н. Е. Петрова, Ж. В. Кумова, А. Л. Петров // Транспортное дело России. — 2025. — № 4. — С. 261–264. — EDN OVWHXW.

17. Корецкий С. В. Влияние на экологию разлива нефтепродуктов с танкеров «Волгонефть-12» и «Волгонефть-239» в акватории Краснодарского края / С. В. Корецкий // Актуальные исследования. — 2025. — № 21–2(256). — С. 21–23. — EDN MLSIPO.

18. Комарова Е. Е. Влияние разлива мазута в Черном море на туристическую деятельность в Краснодарском крае / Е. Е. Комарова // Культурный код и креативные индустрии: тренды, методология, эффективные практики: Материалы III Международной научно-практической конференции, Омск, 20–21 апреля 2025 года. — Омск: Омский государственный технический университет, 2025. — С. 191–194. — EDN WFJNIQ.


Рецензия

Для цитирования:


Красюк А.Б., Буцанец А.А. Исследование вопроса возможности дальнейшей эксплуатации танкеров типа «Волгонефть» при условии своевременного качественного ремонта. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2025;17(4):545-557. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-4-545-557. EDN: DYSASI

For citation:


Krasiuk A.B., Butsanets A.A. On the possibility of continuing to operate Volgoneft-type tankers, provided that they undergo timely, high-quality repairs. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2025;17(4):545-557. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-4-545-557. EDN: DYSASI

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)