Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-3-374-384

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрена одна из таких важных задач сохранения окружающей среды, как уменьшение эмиссии парниковых газов морскими судами торгового флота. Рассматриваемая задача находится под особым контролем Международной морской организации (IMO) и играет основополагающую роль в мировой торговой политике. Представленный анализ контейнерной транспортной системы в мировой торговле показывает ее растущую роль, динамика и тенденции современного контейнерного флота за период 2015-2020 гг. подтверждают тезис о росте важности контейнерной транспортной системы в мировой торговле. Рассмотреныи представлены объемы эмиссии парниковых газов и вклад в эту величину танкерного, балкерного и контейнерного сегментов мирового торгового флота. Сделан вывод о невысокой экологической эффективности контейнерного флота в приведении к объему обеспечиваемого грузопотока. Предложены возможные варианты и последствия включения Северного морского пути в глобальную логистическую сеть для выполнения стратегической цели Международной морской организации (IMO) по снижению выбросов парниковых газов судов мирового торгового флота. На основе ранее проведенных исследований выполнены сравнительные расчеты, связывающие изменение скорости судна с расходом топлива и приведенными выбросами двуокиси углерода для четырех типов контейнеровозов на маршрутах, включающих Северный морской путь, и маршрутах через Суэцкий канал. Приведены оценки снижения выбросов парниковых газов вследствие сокращения пути между Европой и Азией при вовлечении Северного морского пути в работу контейнерного потока между Европой и Азией. Сделаны выводы о практической применимости рассчитанных оценок и их влиянии на общую экологичность транспортных коридоров в случае более активного использования Северного морского пути как транзитного маршрута для товарного потока из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Об авторах

Владимир Анатольевич Лазарев
Морской государственный университет им. Г. И. Невельского; Институт экономических исследований ДВО РАН
Россия


Андрей Иванович Фисенко
Морской государственный университет им. Г. И. Невельского
Россия


Петр Владимирович Куренков
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ)
Россия


Список литературы

1. Amendments to Annex VI to the International Convention for the Prevention of Pollution from Ships (MARPOL) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.epa.gov/regulations-emissions-vehicles-and-engines/2008-amendments-annex-vi-international-convention (дата обращения: 01.04.2022).

2. Lazarev V. A. Development Trends of World Commercial Fleet during 2001-2018 / V. A. Lazarev //IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - IOP Publishing, 2021. - Vol. 1079. - Is. 6. - Pp. 062092. DOI: 10.1088/1757-899X/1079/6/062092.

3. Fourth IMO GHG Study 2020. Executive Summary. - International Maritime Organization, 2021. - 28 p.

4. Review of Maritime Transport 2020. - Geneva: United Nations, 2020. - 146 p.

5. Lazarev V. A. Potential benefits of Russian Northern sea route in global supply chain / V. A. Lazarev, I. Fisenko // Proceedings of the International Conference on Trends of Technologies and Innovations in Economic and Social Studies (TTIESS 2017), Advances in Economics, Business and Management Research. - 2017. - Vol. 38. - Pp. 399-404. DOI: 10.2991/ttiess-17.2017.66.

6. Вакуленко С. П. Северный морской путь в системе международных транспортных коридоров / С. П. Вакуленко, П. В. Куренков // Транспорт и логистика в Арктике. Северный морской путь: курс - Дальний Восток. Альманах 2016. Вып. 2. - М.: Техносфера, 2016. - С. 212-219.

7. Лазарев В. А. Транзитный потенциал Северного морского пути / В. А. Лазарев, А. И. Фисенко // Морские интеллектуальные технологии. - 2020. - № 1-2 (47). - С. 257-261. DOI: 10.37220/MIT.2020.47.1.085.

8. Лазарев В. А. Северный морской путь как фактор притяжения товарных потоков из Северо-Восточной Азии / В. А. Лазарев // Регионалистика. - 2019. - Т. 6. - № 6. - С. 77-87. DOI: 10.14530/reg.2019.6.77.

9. Notteboom T. Fuel surcharge practices of container shipping lines: Is it about cost recovery or revenue making / T. Notteboom, P. Cariou // Proceedings of the 2009 international association of maritime economists (IAME) conference. - Copenhagen, Denmark: IAME, 2009. - Pp. 24-26.

10. Furuichi M. Cost Analysis of the Northern Sea Route (NSR) and the Conventional Route Shipping / M. Furuichi, N. Otsuka // Proceedings of the IAME 2013 Conference. - 2013. - Vol. 13. - Paper ID 10.


Рецензия

Для цитирования:


Лазарев В.А., Фисенко А.И., Куренков П.В. ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2022;14(3):374-384. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-3-374-384

For citation:


Lazarev V.A., Fisenko A.I., Kurenkov P.V. ASPECTS OF PROVIDING ECOLOGICAL EFFICIENCY OF THE NORTHERN SEA ROUTE CONTAINER TRANSPORT SYSTEM. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2022;14(3):374-384. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-3-374-384

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)