Способ создания судопогрузочной машины непрерывного действия на базе портального крана
https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-3-384-395
EDN: HMPUBS
Аннотация
Рассмотрен способ создания судопогрузочной машины непрерывного действия путем закрепления конвейерной телескопической стрелы на опорно-ходовой конструкции портального крана и применения его механизмов для управления всеми перемещениями стрелы. Особое внимание уделено проблеме пыления сыпучих грузов в существующих портах Российской Федерации, продолжающих задействовать грейферные портальные краны для перевалки грузов. Отмечается, что применяемые в настоящее время комплексные меры борьбы с пылением не позволяют устранить просыпь и пылеунос сыпучих грузов при проведении погрузочно-разгрузочных работ грейфером на причале. При этом единственным эффективным решением является внедрение дорогостоящих судопогрузочных машин, что служит сдерживающим фактором развития для многих портов России ввиду нерентабельности инвестиций. В целях повышения экологичности и интенсивности перевалки сыпучих грузов на причалах действующих портов сформулирована задача по разработке более доступного способа перехода от грейферных портальных кранов к современным судопогрузочным машинам непрерывного действия. В рамках исследования разработано специальное крепление телескопической конвейерной стрелы к порталу портального крана. Представлены общий вид машины, а также изображения шарнирного и стационарного креплений к порталам кранов различной конструкции. Рассмотрены принципы действия механизмов портального крана как в сочленении с телескопической стрелой при отгрузке сыпучих грузов, так и при обособленной работе крана собственным крюковым захватом с тарно-штучными грузами. Выполнен сравнительный анализ основных технических характеристик и стоимостных показателей разработанной судопогрузочной машины. Определены ее основные достоинства и недостатки. Предложенный способ создания судопогрузочной машины на базе портального крана демонстрирует возможность устройства нового типа подъемно-транспортной машины, сочетающего высокую производительность и экологичность, универсальность применения, доступность внедрения в существующих портах, а также низкую стоимость изготовления и монтажа.
Об авторе
А. В. ЧихачевРоссия
Чихачев Александр Викторович — ведущий инженер, аспирант.
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7; 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, д. 3, корп.2
Научный руководитель: Ежов Юрий Евгеньевич
Список литературы
1. Philipp R. Towards Green and Smart Seaports: Renewable Energy and Automation Technologies for Bulk Cargo Loading Operations / R. Philipp, G. Prause, E. O. Olaniyi, F. Lemke // Environmental and Climate Technologies. — 2021. — Vol. 25. — Is. 1. — Pp. 650–665. DOI: 10.2478/rtuect-2021-0049. — EDN ZMPOYD.
2. Мурадова З. Р. Анализ тенденций и особенностей развития морских портов в Российской Федерации / З. Р. Мурадова, А. Б. Абакарова // Вестник университета. — 2021. — № 8. — С. 74–80. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-8-74-80. — EDN NTALEI.
3. Майорова Л. П. Моделирование распространения взвеси угольной пыли при хранении и погрузочно-разгрузочных работах в портах (на примере порта Ванино) / Л. П. Майорова, А. И. Лукьянов, Е. В. Дахова // Инновации и инвестиции. — 2021. — № 7. — С. 89–94. — EDN URYDGE.
4. Васина Д. Решение экологических проблем открытых угольных терминалов Владивостока / Д. Васина, И. Рапопорт, И. Тесленко // International journal of Professional Science. — 2021. — № 6. — C. 27–36. — EDN LCGRFS.
5. Кузнецов А. Л. Морские перевозки угля / А. Л. Кузнецов, Н. В. Купцов, А. В. Кириченко, О. В. Соляков. — М.: ООО «МОРКНИГА», 2023. — 228 c. — EDN ABIOVK.
6. Отделкин Н. С. Влияние технологических операций перегрузки сыпучих грузов грейфером на потери от пылеобразования / Н. С. Отделкин, Е. И. Адамов // Эксплуатация морского транспорта. — 2022. — № 2(103). — С. 39–44. DOI: 10.34046/aumsuomt103/10. — EDN RSPLCF.
7. Липина С. А. Анализ соответствия информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям в странах ЕС и России / С. А. Липина, А. Е. Закондырин, П. Ю. Ламов // Московский экономический журнал. — 2020. — № 12. — С. 398–407. DOI: 10.24143/2073-1574-2022-2-102-114. — EDN YHIIUX.
8. Ежов Ю. Е. Повышение эффективности борьбы с угольной пылью за счет проведения комплексных мероприятий на примере Мурманского морского торгового порта / Ю. Е. Ежов, В. А. Сидоренко, Д. А. Филиппова // Сборник научных статей национальной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова», Санкт-Петербург, 16–25 сентября 2019 года. — Т. 1. — СПб.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, 2019. — С. 181–193. — EDN YONEKG.
9. Мазуренко О. И. Дискретно-событийное моделирование морского грузового фронта экспортного угольного терминала в среде Anylogic / О. И. Мазуренко, И. А. Русинов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. — 2022. — № 2. — С. 102–114. DOI: 10.24143/2073-1574-2022-2-102-114. — EDN BJTUYJ.
10. Казбагаров Р. А. Оптимизация транспортно-логистических процессов погрузочно-разгрузочного комплекса морского грузового терминала для навалочных грузов / Р. А. Казбагаров // Yessenov science journal. — 2024. — № 2 (47). — С. 146–152. DOI: 10.56525/VPYL7697.
Рецензия
Для цитирования:
Чихачев А.В. Способ создания судопогрузочной машины непрерывного действия на базе портального крана. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2025;17(3):384-395. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-3-384-395. EDN: HMPUBS
For citation:
Chihachev A.V. Method of creating continuous shiploader machine based on portal crane. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2025;17(3):384-395. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-3-384-395. EDN: HMPUBS