Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

Модификация волнового алгоритма для расчета эвклидовых расстояний в транспортных задачах

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-951-958

Аннотация

 Предметом настоящего исследования является математическая проблема нахождения кратчайшего пути в некотором ограниченном пространстве с препятствиями с помощью теории графов и динамического программирования, в которой предусмотрено достаточно много точных и эвристических алгоритмов, работающих с ориентированными и неориентированными, взвешенными и невзвешенными, связными и несвязными графами. Все эти методы предполагают различные способы расчета расстояния между вершинами, выбор которых обусловлен удобством реализации и методическими соображениями. Как следствие, найденные пути характеризуются некоторой абстрактной длиной, которая чаще всего трудно поддается пересчету в эвклидову. Тем не менее пространственные задачи в инженерной практике зачастую требуют получения результата именно в реальных физических расстояниях. В статье выполнено описание модификации наиболее распространенного метода поиска кратчайших путей — волнового ортогонально-диагонального алгоритма, который позволяет включить в расчет длины найденного маршрута геометрические характеристики его отдельных участков, что дает возможность достаточно точно оценить длину в смысле эвклидова расстояния. Отмечается, что в полной мере такая задача возникает в инженерных приложениях, связанных с проектированием морских портов, а именно: при прокладке трасс внутритерминального транспорта и сетей электропитания, при проектировании подходных каналов. К аналогичной проблеме приводит также прокладка маршрутов морских судов в сложных ледовых условиях. Во всех указанных случаях важной является не только топологическая конфигурация построенного маршрута, но и его оценка в терминах традиционного геометрического расстояния. Невозможность прямого получения этих характеристик сдерживает применение алгоритмических методов поиска оптимальных трасс и путей в практике технологического проектирования, что ограничивает использование цифровых инструментов для повышения эффективности расчетноконструкторских методов проектирования объектов инфраструктуры морского транспорта.

Об авторе

А. Л. Кузнецов
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

Кузнецов Александр Львович — доктор технических наук, профессор 

198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7 



Список литературы

1. Bellman R. On a routing problem / R. Bellman // Quarterly of Applied Mathematics. —1958. — Vol. 16. — Is. 1. — Pp. 87–90. DOI: 10.1090/qam/102435.

2. Dijkstra E. W. A note on two problems in connexion with graphs / E. W. Dijkstra // Numerische Mathematik. — 1959. — Vol. 1. — Pp. 269–271. DOI: 10.1007/BF01386390.

3. Евстигнеев В. А. Итеративные алгоритмы глобального анализа графов. Пути и покрытия / В. А. Евстигнеев; Под ред. А. П. Ершова. — М: Наука, 1985. — 352 с.

4. Кузнецов А. Л. Матричный метод поиска путей на взвешенных ориентированных графах в задачах сетевого планирования при проектировании и эксплуатации морских портов / А. Л. Кузнецов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2020. — Т. 12. — № 2. — С. 230–238. DOI: 10.21821/2309-5180-2020-12-2-230-238.

5. Chen D. Z. Developing algorithms and software for geometric path planning problems / D. Z. Chen // ACM Computing Surveys (CSUR). — 1996. — Vol. 28. — Is. 4es. — Pp. 18‑es. DOI: 10.1145/242224.242246.

6. Галкина В. А. Построение кратчайших путей в ориентированном графе / В. А. Галкина // Дискретная математика. Комбинаторная оптимизация на графах. — М.: Издательство «Гелиос АРВ», 2003. — С. 75–94.

7. Kröger M. Shortest multiple disconnected path for the analysis of entanglements in two-and three-dimensional polymeric systems / M. Kröger // Computer physics communications. — 2005. — Vol. 168. — Is. 3. — Pp. 209–232. DOI: 10.1016/j.cpc.2005.01.020.

8. Алексеев В. Е. Глава 3.4. Нахождения кратчайших путей в графе / В. Е. Алексеев, В. А. Таланов // Графы. Модели вычислений. Структуры данных. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2005. — С. 236–237.

9. Abraham I. Highway dimension, shortest paths, and provably efficient algorithms / I. Abraham, A. Fiat, A. V. Goldberg, R. F. Werneck // Proceedings of the twenty-first annual ACM-SIAM symposium on Discrete Algorithms. — Society for Industrial and Applied Mathematics, 2010. — Pp. 782–793. DOI: 10.1137/1.9781611973075.6.

10. Abraham I. A hub-based labeling algorithm for shortest paths in road networks / I. Abraham, D. Delling, A. V. Goldberg, R. F. Werneck // Experimental Algorithms: 10th International Symposium, SEA 2011, Kolimpari, Chania, Crete, Greece, May 5–7, 2011. Proceedings 10. — Springer Berlin Heidelberg, 2011. — Pp. 230–241. DOI: 10.1007/978-3-642-20662-7_20.

11. Lee C. Y. An algorithm for path connections and its applications / C. Y. Lee // IRE transactions on electronic computers. — 1961. — № 3. — Pp. 346–365. DOI: 10.1109/TEC.1961.5219222.

12. Федоренков А. AutoCAD 2002: практический курс / А. Федоренков, A. Кимаев. — М.: «ДЕСС КОМ», 2002. — 576 с.

13. Кузнецов А. Л. Инструмент расчета потребности в ресурсах контейнерного терминала / А. Л. Кузнецов, H. Oja, А. Д. Семенов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2021. — Т. 13. — № 5. — С. 659–669. DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-5-659-669.


Рецензия

Для цитирования:


Кузнецов А.Л. Модификация волнового алгоритма для расчета эвклидовых расстояний в транспортных задачах. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2023;15(6):951-958. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-951-958

For citation:


Kuznetsov A.L. Modification of the wave algorithm for Euclidean distances calculation in transport applications. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2023;15(6):951-958. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-951-958

Просмотров: 208


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)