Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРШРУТОВ МОРСКИХ ПАРОМНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-6-782-793

Аннотация

В работе исследованы вопросы реализации долгосрочных целей устойчивого развития морских пассажирских перевозок, достижения результатов перевозок, преодоления негативного влияния факторовнестабильной внешней среды, которые определяются выбранным курсом, положенным в основу стратегического управления паромными перевозками и выбором маршрутных направлений. В проведенном исследовании указывается, что несмотря на негативное влияние Covid-19, и наблюдающийся в связи с этим отсроченный спрос на круизные перевозки у пассажиров, потенциал рынка морских паромных и круизных перевозок очень высок. Отмечается, что начиная с 2021 г. наблюдается постепенный процесс восстановления маршрутных сетей, который происходит в различных регионах с разной динамикой. В связи с этим целями паромных компаний является реализация нескольких задач в области стратегического планирования, среди которых актуальной является задача проектирования наиболее эффективной новой маршрутной сети. При этом компании могут начать реализовывать маршрутные сети и направления на основе базы имеющихся маршрутных сетей (например, сетей и направлений Балтийского моря) на 2019 г. Подчеркивается, что ввиду новой возможности привлечения дополнительного пассажиропотока, необходимо детальное исследование и моделирование различных вариантов маршрутных сетей морских паромных перевозок. Объектом исследования выбран регион Балтийского моря, поскольку именно локальная мобильность пассажиров дает возможность возобновления маршрутов в кратчайшие сроки. В работе представлены данные по различным морям, характеризующие интервалы спада и обосновывающие необходимость введения инноваций на основе создания новых конкурентных маршрутов. Предметом исследования являются маршруты и маршрутные сети регионов морей. Для моделирования различных вариантов архитектуры морских паромных маршрутов предлагается использование моделей в форме графов и таких алгоритмов, как алгоритм Дейкстры. Новая модель паромной маршрутной сети реализована в программной среде J-Circos для последующего построения различных вариантов диаграмм интенсивностей. Ввиду гибкости интерфейсов и программной среды предоставлена возможность совмещения существующих сетей 2019 г. и предлагаемых новых маршрутов в едином информационном поле. Таким образом, в работе рассмотрена новая возможность оценки положения паромной компании на рынке пассажирских перевозок и оценки количественных показателей по отношению к другим паромным и круизным компаниям. Предложенные решения включены в отдельную блок-схему принятия решений по выбору стратегии продвижения на рынке паромных перевозок в регионе моря, они обладают универсальностью, поэтому данную методику и реализацию можно применять также для регионов других морей. Рассмотрена новая возможность представления эволюционных изменений в маршрутных сетях, что также дает возможность дополнительного повышения качества принятия решений по стратегическому планированию и продвижению, образуя отдельное направление аналитики работы морской паромной компании.

Об авторах

Н. Н. Майоров
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
Россия


В. А. Фетисов
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
Россия


А. А. Добровольская
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»
Россия


Список литературы

1. Cruise Market Watch. Growth of the Ocean Cruise Line Industry. 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cruisemarketwatch.com/growth/ (дата обращения: 05.09.2021).

2. Brida J. G. Cruise Passengers in a Homeport: A Market Analysis / J. G. Brida, M. Pulina, E. Riaño, S. Z. Aguirre // Tourism Geographies. - 2013. - Vol. 15. - Is. 1. - Pp. 68-87. DOI: 10.1080/14616688.2012.675510.

3. Ćorluka G. Cruise port passenger flow analysis: A cruise port governance perspective / G. Ćorluka, I. Peronja, D. Tubić // NAŠE MORE: znanstveni časopis za more i pomorstvo. - 2020. - Vol. 67. - Is. 3. - Pp. 181-191. DOI: 10.17818/NM/2020/3.1.

4. Castillo-Manzano J. I. What does cruise passengers’ satisfaction depend on? Does size really matter? / J. I. Castillo-Manzano, L. López-Valpuesta // International Journal of Hospitality Management. - 2018. - Vol. 75. - Pp. 116-118. DOI: 10.1016/jijhm.2018.03.013.

5. Chen M. J. Itinerary planning: Modeling cruise lines’ length of stay in ports / M. J. Chen, P. Nijkamp // International Journal of Hospitality Management. - 2018. - Vol. 73. - Pp. 55-63. DOI: 10.1016/j.ijhm.2018.02.005.

6. Gabe T. M. Likelihood of cruise ship passenger return to a visited port: The case of Bar Harbor, Maine / T. M. Gabe, C. P. Lynch, J. C. McConnon Jr // Journal of Travel Research. - 2006. - Vol. 44. - Is. 3. - Pp. 281-287. DOI: 10.1177/0047287505279107.

7. Yan S. Optimal scheduling models for ferry companies under alliances / S. Yan, C. H. Chen, H. Y. Chen, T. C. Lou // Journal of Marine Science and Technology. - 2007. - Vol. 15. - Is. 1. - Pp. 53-66. DOI: 10.51400/2709-6998.2033.

8. Майоров Н. Н. Применение логистической функции для оценки воздействия внешней среды на морские паромные, круизные линии и морские пассажирские терминалы / Н. Н. Майоров, В. А. Фетисов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2020. - Т. 12. - № 4. - С. 627-639. DOI: 10.21821/2309-5180-2020-12-4-627-639.

9. Бродецкий Г. Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности /Г. Л. Бродецкий. - М.: Academia, 2010. - 336 с.

10. Прокушев Л. А. Дискретная математика. Основы теории графов и алгоритмизации задач / Л. А. Прокушев. - СПб.: ГУАП, 2000. - 81 с.

11. Шпилько С. П. Морские круизы: теория и практика / С. П. Шпилько, Н. В. Андронова, Р. В. Чударев. - М.: Советский спорт, 2012. - 147 с.

12. Jugović A. Organization of Maritime Passenger Ports / A. Jugović, V. Mezak, S. Lončar // Pomorski zbornik. - 2006. - Vol. 44. - Is. 1. - Pp. 93-104.

13. Maiorov N. Forecasting of the route network of ferry and cruise lines based on simulation and intelligent transport systems/ N. Maiorov, V. Fetisov, S. Krile, D. Miskovic // Transport Problems. - 2019. - Vol. 14. - Is. 2. - Pp. 111-121. DOI: 10.20858/tp.2019.14.2.10.

14. Patric S. Alternative solutions for terminal traffic / S. Patric, N. Marcus. - Göteborg, Sweden, 2006. - 83 p.

15. J-Circos [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sourceforge.net/projects/jcircos/ (дата обращения: 05.09.2021).

16. Pallis A. A. Cruises and Cruise Ports: Structures and Strategies / A. A. Pallis, J. P. Rodrigue, T. E. Notteboom // Research in Transportation Business & Management. - 2014. - Vol. 13. - Pp. 1-5. DOI: 10.1016/j.rtbm.2014.12.002.

17. Chládek P. On some aspects of graph theory for optimal transport among marine ports / P. Chládek, D. Smetanová, S. Krile //Scientific Journal of Silesian University of Technology. Series Transport. - 2018. - Vol. 101. - Pp. 37-45. DOI: 10.20858/sjsutst.2018.101.4.


Рецензия

Для цитирования:


Майоров Н.Н., Фетисов В.А., Добровольская А.А. МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРШРУТОВ МОРСКИХ ПАРОМНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2021;13(6):782-793. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-6-782-793

For citation:


Maiorov N.N., Fetisov V.A., Dobrovolskaia A.A. SIMULATION OF MARINE FERRY ROUTES BASED ON GRAPH THEORY IN THE CONTEXT OF STRATEGIC PLANNING. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2021;13(6):782-793. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-6-782-793

Просмотров: 236


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)