Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

ЛИМИТИРУЮЩИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ 3D ЭЛЕКТРОННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ КАРТ ДЛЯ ПРОВОДКИ СУДОВ «РЕКА-МОРЕ» ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-4-451-464

Аннотация

Рассмотрен вопрос эксплуатации речных судов и судов «река-море» плавания. При этом подчеркивается, что безопасность судоходства, неотъемлемой частью которой является навигационная безопасность плавания судов, обеспечивается в основном за счет глазомерного метода определения местоположения и движения судна относительно границ и направлений судового хода. Данный метод получил название «лоцманский». Обращается внимание на то, что в стесненных условиях плавания, свойственных для внутренних водных путей Российской Федерации, степень воздействия внешних факторов на движущееся судно увеличивается. Отмечается также, что судоходство по внутренним водным путям осложнено наличием переменных и неоднородных течений, навигационных опасностей и мелководья. Для повышения уровня безопасности плавания в таких условиях от судоводителя может потребоваться применение дополнительных технических средств навигации и радионавигационных приборов. Таким образом, сделан вывод о том, что при значительных внешних воздействиях при плавании судов по внутренним водным путям Российской Федерации большую роль в обеспечении навигационной безопасности играют умения и навыки судоводителей, в том числе в вопросах современного оборудования ходового мостика. Отмечается, что данная проблема наиболее остро проявляется при проводке современных судов «река-море» ввиду их размера, а также специфических эксплуатационных характеристик по сравнению с типовыми речными судами. Целью работы является определение возможностей судоводителя для обеспечения высокого уровня навигационной безопасности современных судов плавания «река-море» при совершении рейсов по внутренним водным путям Российской Федерации с учетом негативного влияния указанных факторов и условий, в том числе гидрометеорологических, на основе применения перспективных 3D электронных навигационных карт.

Об авторах

В. В. Каретников
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия


Ю. Н. Андрюшечкин
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия


А. А. Прохоренков
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия


Список литературы

1. Дмитриев В. И. Справочник капитана / В. И. Дмитриев, В. В. Каретников. - М.: Моркнига, 2020. - 735 с.

2. Лапидус В. М. Расчетно-инструментальный метод проводки судов по внутренним судоходным путям / В. М. Лапидус, О. И. Мокрозуб. - СПб.: Изд-во СПбГУВК, 2002. - 81 с.

3. Лапидус В. М. Рекомендации по управлению судном на ВВП с использованием РЛС, САРП / В. М. Лапидус, О. И. Мокрозуб. - СПб.: Изд-во СПбГУВК, 2004. - 119 с.

4. Каретников В. В. Динамика методологии управления судном в узкости при использовании 3D навигационных карт / В. В. Каретников, А. А. Прохоренков, К. И. Ефимов // Морская радиоэлектроника. - 2019. - № 3 (69). - С. 44-49.

5. Goralski R. Applications and benefits for the development of cartographic 3D visualization systems in support of maritime safety / R. Goralski, C. Ray, C. Gold // TransNav-International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. - 2011. - Vol. 5. - No. 4. - Pp. 423-431.

6. Lataire E. Navigation in Confined Waters: Influence of Bank Characteristics on Ship-Bank Interaction / E. Lataire, M. Vantorre, E. Laforce, K Eloot, G. Delefortrie // 2nd International Conference on Marine Research and Transportation, Naples, Italy. - 2007. - Pp. 135-143.

7. Каретников В. В. Применение 3d электронных навигационных карт при авариях, связанных с посадкой на мель, и для их предотвращения в стесненных условиях плавания / В. В. Каретников, А. А. Прохоренков, Ю. Г. Андреев, О. И. Мокрозуб // Морская радиоэлектроника. - 2020. - № 2 (72). - С. 22-28.

8. Ng H. F. A computation effective range-based 3D mapping aided GNSS with NLOS correction method / H. F. Ng, G. Zhang, L. T. Hsu // The Journal of Navigation. - 2020. - Vol. 73. - Is. 6. - Pp. 1202-1222. DOI: 10.1017/S037346332000003X.

9. Hirtle S. Navigation in electronic environments / S. Hirtle, M. Sorrows // Applied Spatial Cognition. - Psychology Press, 2020. - Pp. 103-126.

10. Kobayashi H. Analysis of Techniques for Ship Handling / H. Kobayashi // Techniques for Ship Handling and Bridge Team Management. - New York: Routledge, 2019. - Pp. 23-78.

11. Усов В. Д. Управление судном при плавании в узкостях / В. Д. Усов, А. А. Волков. - Астрахань: ИПК «Волга», 2008. - 133 с.

12. Прохоренков А. А. Использование трехмерных навигационных карт для повышения безопасности судовождения по внутренним водным путям / А. А. Прохоренков // International Journal of Advanced Studies. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 26-49. DOI: 10.12731/2227-930X-2019-1-26-49.

13. Моргунов В. К. Общая лоция внутренних водных путей: учеб. пособие / В. К. Моргунов. - Новосибирск: Новосиб. госуд. акад. вод. трансп., 2005. - 170 с.

14. Барышников Н. Б. Русловые процессы: учеб. / Н. Б. Барышников. - СПб.: Изд. РГГМУ, 2008. - 439 с.

15. Zaikov V. I. Mathematical Model for Ship Controlled Motion in Manoeuvring under the Conditions of Shallows, Winds and Flows / V. I. Zaikov // Computer Technique & Anvanced Scientific Instrumentation in Ship Uydrodynamics. Proceedings of the 13-th SMSSH. - Varna, 1984. - Vol. 1. - Report #95. - Pp. 1-5.

16. Прохоренков А. А. Повышение эффективности решения задач управления судном в стесненных условиях при использовании морских 3-D электронных навигационных карт / А. А. Прохоренков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Естественные и технические науки. - 2019. - № 4. - С. 76-85.


Рецензия

Для цитирования:


Каретников В.В., Андрюшечкин Ю.Н., Прохоренков А.А. ЛИМИТИРУЮЩИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ 3D ЭЛЕКТРОННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ КАРТ ДЛЯ ПРОВОДКИ СУДОВ «РЕКА-МОРЕ» ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2021;13(4):451-464. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-4-451-464

For citation:


Karetnikov V.V., Andryushechkin Y.N., Prokhorenkov A.A. LIMITING HYDROMETEOROLOGICAL FACTORS WHEN USING 3D ELECTRONIC NAVIGATIONAL CHARTS FOR PILOTAGE OF RIVER-SEA-GOING VESSELS ON INLAND WATERWAYS. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2021;13(4):451-464. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-4-451-464

Просмотров: 199


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)