Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРЕКАЧКИ БАЛЛАСТА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ КОРПУСА СУДНА В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-3-316-324

Аннотация

Темой исследования является ледовое плавание, всегда сопровождающееся значительными трудностями и опасностями для судна, его пассажиров и экипажа. Рассматривается наиболее опасная ситуация, возникающая в том случае, если на определенном этапе плавания в ледовых условиях начинается подвижка льда, приводящая к сжатию ледового канала, в котором находится судно. В этом случае на корпус судна оказываются силы давления со стороны льдин, сжимающих канал. Эти силы, зажимающие судно в условиях ледового канала, препятствуют его движению, способствуют разрушению корпуса судна, созданию водотечности и приводят к возможной гибели судна, его пассажиров и экипажа. Исследовано использование перекачки балласта для предотвращения зажима судна при сжатии ледового канала судоводителями, осуществляющими плавание в ледовых условиях. Отмечается, что перекачка балласта позволяет бороться с «зажимом» корпуса льдами для осуществления движения в условиях сжатия ледового канала. Преимуществом ее применения является то, что данная процедура не зависит от других мероприятий, связанных с движением и высвобождением судна из ледового плена, т. е. она может осуществляться вместе с работой двигательно-движительного комплекса судна, заведением ледовых якорей, обмывом корпуса и др. Для мероприятий по перекачке балласта могут быть найдены также другие преимущества, которые могут предотвратить повреждение корпуса судна в условиях сжатия ледового канала. В настоящее время отсутствие научно обоснованной оценки эффективности перекачки балласта не позволяют определить возможности и преимущества этих мероприятий для решения более широкого круга задач с целью обеспечения безопасности и обеспечения движения судна в ледовых условиях, особенно при сжатии ледового канала. В работе предлагается применение научно-обоснованного анализа и оценки эффективности перекачки балласта в условиях ледового плавания. Это позволит расширить перечень типов судов, которым может быть предложено использовать данный способ во избежание повреждений и их опасных последствий при плавании в ледовых условиях.

Об авторах

А. А. Ершов
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия


П. И. Петухов
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия


Список литературы

1. Некрасов С. Н. Навигационные риски буксировки судна в стесненных навигационных условиях / С. Н. Некрасов, К. И. Ефимов, Д. В. Трененков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 6 (28). - С. 13-19.

2. Ершов А. А. Рекомендации по маневрированию судна в ледовых условиях/ А. А. Ершов, С. Ю. Развозов, П. И. Петухов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 5 (39). - C. 20-29. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-5-20-29.

3. Ершов А. А. Рекомендации по спрямлению судна при аварии в ледовых условиях/ А. А. Ершов, П. И. Петухов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 6 (40). - C. 34-42. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-6-34-42.

4. Ершов А. А. Рекомендации по действия в чрезвычайных ситуациях в ледовых условиях плавания/ А. А. Ершов, П. И. Петухов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 1. - С. 17-26. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-1-17-26.

5. Ершов А. А. Некоторые аварии и катастрофы отечественных и иностранных судов: монография / А. А. Ершов, В. И. Никольский. - СПб.: ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2013. - 196 с.

6. Шурпяк В. К. Полярный кодекс ИМО. Предварительный анализ первой части (Требования по безопасности) / В. К. Шурпяк // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. - 2015. - № 38-39. - С. 8-17.

7. Работа ледокола при проводке каравана судов во льдах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://flot.com/publications/books/shelf/specialcases/35.htm (дата обращения: 01.03.2021).

8. Агеев А. Принцип работы ледокола: как он ломает лед [Электронный ресурс] / А. Агеев. - Режим доступа: https://glavpaluba.ru/shipbuilding/1100-princip-raboty-ledokola (дата обращения: 01.03.2021).

9. Шацбергер Э. М. Тактика плавания во льдах [Электронный ресурс] / Э. М. Шацбергер. - Режим доступа: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/510/taktika-plavaniya-vo-ldah-prodolzhenie-8131 (дата обращения: 01.03.2021).

10. Плавание во льдах под проводкой ледокола [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.su/1_41385_plavanie-vo-ldah-pod-provodkoy-ledokola.html (дата обращения: 01.03.2021).

11. Калинина Н. В. Влияние пневмо-омывающего устройства на ходкость ледоколов / Н. В. Калинина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 308.

12. Gao G. X. Breaking the Ice: Navigation in the Arctic / G. X. Gao, L. Heng, T. Walter, P. Enge // Global Navigation Satellite Systems: Report of a Joint Workshop of the National Academy of Engineering and the Chinese Academy of Engineering. - National Academies Press, 2012. - Pp. 229-238.


Рецензия

Для цитирования:


Ершов А.А., Петухов П.И. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРЕКАЧКИ БАЛЛАСТА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ КОРПУСА СУДНА В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2021;13(3):316-324. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-3-316-324

For citation:


Ershov A.A., Petukhov P.I. EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF USING BALLAST PUMPING TO PREVENT DAMAGE TO THE SHIP’S HULL IN ICE CONDITIONS. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2021;13(3):316-324. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-3-316-324

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)