Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

МЕХАНИЗМ ТРЕНИЯ КАПРОЛОНА ПО ОЛОВЯНИСТОЙ БРОНЗЕ В УСЛОВИЯХ ГРАНИЧНОЙ СМАЗКИ

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2020-12-4-745-756

Аннотация

Рассмотрены результаты проведенного испытания пары трения: капролон - бронза БрО5Ц5С5. Отмечается, что опыты были проведены на машине трения МИ-1 по схеме «неподвижное кольцо - вращающийся ролик» как на прямой, так и на обратной парах трения. Обратную пару испытывали в условиях смазывания водой и при трении «всухую», прямую - только при смазывании водой. Смазывание выполняли частичным погружением вращающегося роликового образца в ванночку с водой. В каждом опыте сначала осуществляли приработку пары трения в условиях смазывания водой, при этом нагрузку выбирали соответствующей фактическим показателям давления в дейдвудных подшипниках, имеющим место на стадии их приработки. После приработки выполняли регистрацию момента трения при различных нагрузках на пару трения. В опытах без смазки после приработки образцы предварительно тщательно высушивали с помощью бумажных салфеток и устанавливали в прежнее положение с помощью специального приспособления. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что трение в сопряжении капролон - оловянистая бронза в режиме граничной смазки при смазывании водой нечувствительно к исходной шероховатости бронзовой и капролоновой поверхности и не зависит от того, по какой схеме - обратной или прямой пары - организована работа сопряжения. Даже при давлениях на площади контакта, характерных для режима приработки дейдвудных капролоновых подшипников, вода надежно поступает в зону трения. Установлено, что трение при граничной смазке практически полностью обусловлено адгезионной составляющей, которая, в свою очередь, определяется дисперсионным взаимодействием между адсорбированными на трущихся поверхностях пленками воды (при работе в воде) или непосредственно между трущимися поверхностями (при работе «всухую»). Отмечается, что применение воды снижает коэффициент трения примерно на 25 %.

Об авторах

Ю. Н. Цветков
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия


К. Е. Журавлева
ЗАО «Канонерский судоремонтный завод»
Россия


Список литературы

1. Лысенков П. М. Экологически чистая трибосистема судового движительного комплекса / П.М. Лысенков // Трение, износ, смазка. - 2019. - Т. 21. - № 80 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tribo.ru/netcat_files/313/208/h_c910836d8f751ffdeb6e361db6902b95 (дата обращения: 25.02.2020).

2. Litwin W. Experimental research on marine oil-lubricated stern tube bearing / W. Litwin // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part J: Journal of Engineering Tribology. - 2019. -Vol. 233. - Is. 11. - Pp. 1773-1781. DOI: 10.1177/1350650119846004.

3. Litwin W. Water-lubricated bearings of ship propeller shafts - problems, experimental tests and theoretical investigations / W. Litwin // Polish Maritime Research. - 2009. - Vol. 16. - Is. 4. - Pp. 41-49. DOI: 10.2478/v10012-008-0055-z.

4. Roldo L. Design and Materials Selection for Environmentally Friendly Ship Propulsion System / L. Roldo, Komar, N. Vulić // Strojniški vestnik - Journal of Mechanical Engineering 2013. - Vol. 59. - Is. 1. - Pp. 25-31. DOI: 10.5545/sv-jme.2012.601.

5. Wu Y. Effects of Typical Physical Properties on Tribological Behaviors of Three Kinds of Polymer Materials for Water-Lubricated Bearings / Y. Wu, X. Bai, C. Yuan, C. Dong, L. Zhang, S. Liu // Tribology Transactions. - 2019. - Vol. 62. - Is. 6. - Pp. 1019-1028. DOI: 10.1080/10402004.2019.1640916.

6. Guo Z. Study on influence of micro convex textures on tribological performances of UHMWPE material under the water-lubricated conditions / Z. Guo, X. Xie, C. Yuan, X. Bai, // Wear. - 2019. - Vol. 426-427. - Pp. 1327-1335. DOI: 10.1016/j.wear.2019.01.010.

7. Fuming K. Tribological Properties of Nitrile Rubber/UHMWPE/Nano-MoS Water-Lubricated Bearing Material Under Low Speed and Heavy Duty / K. Fuming, Z. Xincong, H. Jian, Z. Xiaoran, W. Jun // Journal of Tribology. - 2018. - Vol. 140. - Is. 6. DOI: 10.1115/1.4039930.

8. Gebretsadik D. W. Friction and wear characteristics of PA 66 polymer composite/316L stainless steel tribopair in aqueous solution with different salt levels / D. W. Gebretsadik, J. Hardell, B. Prakash // Tribology International. - 2020. - Vol. 141. - Pp. 105917. DOI: 10.1016/j.triboint.2019.105917.

9. Григорьев А. К. Стендовые испытания подшипника скольжения из антифрикционного материала Торплас фирмы «Thordon Bearings Inc.» / А. К. Григорьев, В. Н. Звягинцев // Вопросы материаловедения. - 2006. - № 2 (46). - С. 166-172.

10. Мамонтов В. А. Анализ износов капролоновых втулок дейдвудных подшипников гребного вала / В. А. Мамонтов, А. И. Миронов, Ч. А. Кужахметов, А. А. Халявкин // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2012. - № 1. - С. 30-35.

11. Рубин М. Б. Подшипники в судовой технике: cправ. / М. Б. Рубин, В. Е. Бахарева. - Л.: Судостроение, 1987. - 344 с.

12. Гаркунов Д. Н. Триботехника (конструирование, изготовление и эксплуатация машин) / Д. Н. Гаркунов. - М.: Изд-во МСХА, 2002. - 632 с.

13. Крагельский И. В. Основы расчетов на трение и износ / И. В. Крагельский, М. Н. Добычин, В. С. Комбалов. - М.: Машиностроение, 1977. - 526 с.

14. Мур Д. Основы и применения трибоники / Д. Мур. - М.: Мир, 1978. - 487 с.

15. Ахматов А. С. Молекулярная физика граничного трения / А. С. Ахматов. - М.: Физматгиз, 1963. - 472 с.


Рецензия

Для цитирования:


Цветков Ю.Н., Журавлева К.Е. МЕХАНИЗМ ТРЕНИЯ КАПРОЛОНА ПО ОЛОВЯНИСТОЙ БРОНЗЕ В УСЛОВИЯХ ГРАНИЧНОЙ СМАЗКИ. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2020;12(4):745-756. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2020-12-4-745-756

For citation:


Tsvetkov Y.N., Zhuravleva K.E. FRICTION MECHANISM OF POLYAMIDE-6 AGAINST TIN BRONZE UNDER THE BOUNDARY LUBRICATION CONDITIONS. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2020;12(4):745-756. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2020-12-4-745-756

Просмотров: 191


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)