Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

Структурирование терминологического аппарата, используемого при анализе влияния человека на безопасность судоходства

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-2-216-232

EDN: KMRRYP

Аннотация

Выполнен анализ библиографического материала, в котором исследована проблема человеческого фактора. Составлена репрезентативная выборка, полнота которой определялась критерием отсутствия новых трактовок термина «человеческий фактор». Составлен перечень определений этого термина, в каждом из которых выделена его основная суть, имеющая в разных источниках различную интерпретацию. Выполнена классификация основополагающих толкований данного термина, из которых выделено пять групп: ошибки человека, характеристика профессиональная деятельность, характеристика человека, наличие структуры, важность и сложность предмета исследования. Сделан вывод о том, что исследуемая тема деятельности человека при выполнении им профессиональных задач может быть описана следующими терминами: «человеческий элемент», «человеческий фактор», «успешная профессиональная деятельность», «человеческие факторы», «индивидуально-психологические свойства личности человека», «физическая и социальная среда», «состояние человека». Даны определения каждого из указанных терминов. Предложена структурно-логическая схема взаимосвязи данных понятий. В качестве общего предлагается использовать термин «человеческий элемент» в виде сущностной части (элемента) сложной системы, в данном случае сложного технического устройства — судна, используя его как проявление человека в процессе профессиональной деятельности. Отмечается, что обширный спектр человеческих проявлений представляет собой континуум, на одном полюсе которого находятся «ошибки» человека («человеческий фактор»), а другой полюс не имеет общепризнанного определения, поэтому предлагается использовать термин «успешная профессиональная деятельность». Мотивацией для проявления профессиональной деятельности человека являются «человеческие факторы», которые включают его индивидуально-психологические особенности, физическую и социальную среду, в которой осуществляется данного рода деятельность, а также состояние специалиста, ее реализующую. Предложенная структурно-логическая схема взаимосвязи понятий позволяет формулировать актуальные научные задачи, решение которых должно способствовать повышению безопасности плавания судна с помощью учета человеческого элемента.

Об авторе

С. В. Козик
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

Козик Сергей Викторович — кандидат военных наук, доцент

198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



Список литературы

1. Акшат Арора. На пути к безопасности: сочетание совершенства в навигации и поведенческой компетентности / Арора Акшат. UK P&I Club N. V., 2024.

2. Александров М. Н. Безопасность человека на море / М. Н. Александров. — Л.: Судостроение, 1983. — 300 c.

3. Бондарев В. А. Человеческий фактор в контексте оценки вероятности возникновения чрезвычайной ситуации в судовождении / В. А. Бондарев, С. В. Ермаков // Технологии техносферной безопасности. — 2017. — № 5(75). — С. 57–66. — EDN YWYDEI.

4. Григорьев Н. Н. Человеческий фактор — матрица аварийности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.morvesti.ru/themes/1693/61992/ (дата обращения: 12.09.2022).

5. Дмитриев В. И. Практика мореплавания / В. И. Дмитриев. — СПб.: Элмор, 2009. — 232 c. — EDN OWVXQF.

6. Ермаков С. В. Превентивное регулирование человеческого фактора в морском судовождении / С. В. Ермаков // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2016. — № 5(39). — С. 39–50. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-5-39-50. — EDN WVOQDD.

7. Каретников В. В. Учет индивидуально-психологических особенностей плавательного состава и влияние человеческого фактора на безопасность транспортного процесса / В. В. Каретников, С. В. Козик, И. А. Соколова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. — 2018. — № 1. — С. 16–23. DOI: 10.24143/2073-1574-2018-1-16-23. — EDN YOQFAC.

8. Корнев И. В. Структура человеческого фактора / И. В. Корнев, С. В. Ермаков // Вестник молодежной науки. — 2018. — № 3(15). — С. 23. — EDN YLRDBB.

9. Коровин А. Г. Разработка методов влияния человеческого фактора на безопасность судна / А. Г. Коровин // Вестник Камчатского государственного технического университета. — 2009. — № 10. — С. 31–36. — EDN NDMJMP.

10. Маринов М. Л. Учет человеческого фактора в аварийных ситуациях на море / М. Л. Маринов, В. Д. Клименко // Эксплуатация морского транспорта. — 2008. — № 2(52). — С. 25–29. — EDN IRGHKB.

11. Томилин А. Н. Человеческий фактор: понятие, сущность содержания, проблемы / А. Н. Томилин // Эксплуатация морского транспорта. — 2015. — № 3(76). — С. 95–102. — EDN UYBIPL.

12. Томилин А. Н. Особенности проявления «человеческого фактора» и его негативное влияние на безопасность мореплавания / А. Н. Томилин, А. Л. Боран-Кешишьян, С. Н. Томилина, Р. Р. Туктаров // Эксплуатация морского транспорта. — 2022. — № 4(105). — С. 36–46.

13. Томилин А. Н. Особенности проявления «человеческого фактора» в авариях на морском транс порте / А. Н. Томилин, Е. М. Дорофеев, А. М. Дорофеев, Е. В. Дорофеева // Эксплуатация морского транс порта. — 2023. — № 1(106). — С. 67–74. DOI: 10.34046/aumsuomt106/11. — EDN VGTTWZ.

14. Цыганко Е. Н. Коммуникативный компонент человеческого фактора на море // Материалы Х1 региональной НТК 28–30 ноября 2013 г.: В 2 ч. — Новороссийск: ГМУ имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2014. — Ч. 2. — С. 99–100.

15. Чернышев В. Ф. Человеческий фактор при авариях на судах: материалы 4-й научно-технической конференции «Проблемы безопасности морского судоходства, технической и коммерческой эксплуатации морского транспорта». 2005. — С. 31–32.

16. Gregory D., Shanahan P. The human element: A guide to human behaviour in the shipping industry. / D. Gregory, P. Shanahan. — Stationery Office (TSO), 2010.

17. Kuo C. Managing Ship Safety / C. Kuo — LLP, 1998.

18. Каретников В. В. К вопросу оценки рисков использования безэкипажных средств водного транспорта на участке акватории / В. В. Каретников, С. В. Козик, А. А. Буцанец // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2019. — Т. 11. — № 6. — С. 987–1002. DOI: 10.21821/2309-5180-2019-11-6-987-1002. — EDN ACCRDQ.

19. Козик С. В. Психодиагностический подход к оценке усталости моряков // Сборник научных статей национальной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова». 30 сентября – 20 октября 2024 года. — В 2 т. — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2025. — Т. 2. — 240 с.

20. Ободков И. Б. Зависимость работоспособности моряков от метеопараметров / И. Б. Ободков, С. В. Козик // Судовождение и обеспечение безопасности судоходства: материалы научно-практической конференции, Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2025. — 292 с.


Рецензия

Для цитирования:


Козик С.В. Структурирование терминологического аппарата, используемого при анализе влияния человека на безопасность судоходства. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2025;17(2):216-232. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-2-216-232. EDN: KMRRYP

For citation:


Kozik S.V. Structuring of the terminological apparatus used in the analysis of the influence of the human factor on the safety of navigation. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2025;17(2):216-232. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-2-216-232. EDN: KMRRYP

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)