Вопросы обеспечения безопасности эксплуатации судов класса «М-ПР» в северо-восточной части Черного моря
https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-2-175-184
EDN: BGDQAZ
Аннотация
В статье выполнен анализ современных условий эксплуатации судов смешанного плавания класса «М-ПР» в районе якорных стоянок порта Кавказ. Рассмотрены регламентируемые Правилами Российского Классификационного Общества географические районы и сезоны плавания судов «М-ПР» в Керченском проливе и прилегающих к нему районах Черного моря. Решение задачи о расширении сезона эксплуатации грузовых самоходных судов класса «М-ПР» в данном районе предложено осуществлять с использованием подхода, основанного на критерии равной безопасности работы судов в новых условиях по отношению к эталонной трассе. Определение характерных условий плавания таких судов в период с марта по ноябрь включительно в 10-мильной прибрежной зоне от Керченского пролива до порта Новороссийск выполнено с учетом анализа доступных мест убежищ и актуальной навигационной обстановки в данной акватории. Предложено расчетную оценку выполнения критерия безопасности выполнять для трех трасс, что позволяет учесть специфику работы судов смешанного плавания в районе якорных стоянок порта Кавказ, где осуществляется перевалка грузов на суда-накопители. Проанализированы аварийные ситуации с участи ем судов смешанного плавания в районе Керченского пролива. По результатам исследования предложены корректировки нормативной базы Российского Классификационного Общества относительно сезона эксплуатации судов класса «М-ПР» в 10-мильной прибрежной зоне от порта Новороссийск до Керченского пролива. Для наиболее тяжелых месяцев по гидрометеорологическим условиям за сезон с марта по ноябрь обосновано введение ограничения по режиму волнения h3 % не более 2,0 м. Рассмотрены иные меры, направленные на повышение безопасности судоходства в современной навигационной обстановке.
Об авторах
И. С. ОнищенкоРоссия
Онищенко Ирина Станиславовна — заведующий сектором, аспирант
191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 6, лит. А
198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
А. Е. Сергеев
Россия
Сергеев Андрей Евгеньевич — инженер 1 категории, магистрант
191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 6, лит. А
198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
В. В. Каретников
Россия
Каретников Владимир Владимирович — д-р техн. наук, проф.
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
Список литературы
1. Цыганов А. С. Влияние особенностей северо-западной части Черного моря на развитие морской деятельности в регионе / А. С. Цыганов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. — 2023. — № 2. — С. 95–100. DOI: 10.24143/2073-1574-20232-95-100. — EDN CPTJVP.
2. Иванова Е. Ю. Анализ деятельности морских портов России и ее влияние на развитие экономики страны / Е. Ю. Иванова // Транспортное дело России. — 2022. — № 2. — С. 227–230. DOI: 10.52375/20728689_2022_2_227. — EDN PYYFOJ.
3. Каретников В. В. К вопросу разработки основных концептуальных положений системы дистанционного управления техническим флотом / В. В. Каретников, С. В. Рудых, А. А. Буцанец // Вестник Астра ханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. — 2019. — № 2. — С. 7–15. DOI: 10.24143/2073-1574-2019-2-7-15. — EDN KFIHYI.
4. Каретников В. В. Перспективы развития электронных навигационных карт внутренних водных путей Российской Федерации / В. В. Каретников, В. А. Бекряшев // Речной транспорт (XXI век). — 2014. — № 1(66). — С. 30–33. — EDN RUPNGD.
5. Онищенко И. С. Обзор условий эксплуатации грузовых самоходных судов класса «М-ПР» в северо-восточной части Черного моря / И. С. Онищенко, А. Е. Сергеев // Современные вызовы транспортной отрасли: новые возможности: материалы межвузовской научно-практической конференции транспортных вузов, Москва, 27–28 февраля 2024 года. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2024. — С. 181–184. — EDN CXHCNP.
6. Ефименков Ю. И. Нормирование допускаемых эксплуатационных ограничений судов ограниченного района плавания R3 / Ю. И. Ефименков, И. С. Онищенко, А. В. Дидковский // Труды Крыловского государственного научного центра. — 2020. — № S1. — С. 40–46. DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-40-46. — EDN VOZBBM.
7. Ефименков Ю. И. Требования к допустимым условиям эксплуатации судов класса «М–СП4,5» и возможность их уточнения на примере Черного и Каспийского морей / Ю. И. Ефименков, И. С. Онищенко // Труды Крыловского государственного научного центра. — 2019. — № S1. — С. 53–58. DOI: 10.24937/25422324-2019-1-S-I-53-58. — EDN JCKLRA.
8. Овсиенко С. Н. Шторм 11 ноября 2007 Г. В Керченском проливе: хроника событий, математическое моделирование и географоэкологический анализ нефтяного разлива / С. Н. Овсиенко, Д. Я. Фащук, С. Н. Зацепа [и др.] // Труды Государственного океанографического института. — 2008. — № 211. — С. 307–339. — EDN PXMGNF.
9. СПбГУ. Исследование волнения в 10-мильной прибрежной зоне Черного моря от Дунайской Про рвы до порта Новороссийск, включая Керченский пролив: отчет по НИР / Рук. работы Л. И. Лопатухин. — СПб., 2008. — 172 с.
10. Российский морской регистр судоходства. Справочные данные по режиму ветра и волнения Баренцева, Северного, Черного, Азовского и Средиземного морей. — СПб.: «Российский морской регистр судоходства», 2006. — 452 с.
Рецензия
Для цитирования:
Онищенко И.С., Сергеев А.Е., Каретников В.В. Вопросы обеспечения безопасности эксплуатации судов класса «М-ПР» в северо-восточной части Черного моря. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2025;17(2):175-184. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-2-175-184. EDN: BGDQAZ
For citation:
Onishchenko I.S., Sergeev A.E., Karetnikov V.V. Issues of ensuring safe operation of M-PR class vessels in the north-eastern part of the Black Sea. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2025;17(2):175-184. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2025-17-2-175-184. EDN: BGDQAZ