Универсальная имитационная модель потока поступления судов на морской грузовой фронт порта
https://doi.org/10.21821/2309-5180-2024-16-5-700-708
Аннотация
В статье дано описание результатов исследований, направленных на уточнение первичной базы методов технологического проектирования морских портов и терминалов. Наряду с основным параметром — ожидаемым годовым грузопотоком, ключевым вопросом для всех подобных расчетов является структура потока судов, реализующего грузопоток. Отмечается, что каждый тип судна характеризуется определенными параметрами, от которых зависит продолжительность обслуживания в порту и, в конечном счете, занятость причалов. Подчеркивается, что с учетом случайности характера всех исходных и промежуточных величин традиционные аналитические методы предписывают использование для оценки конечных технологических ресурсов средние величины, позволяющие корректировать полученные результаты, что дает возможность использования простых алгебраических методов работы с детерминированными величинами и исключает появление каких-либо средств оценки возможного разброса значений вокруг полученных средних величин. Обращается внимание на то, что в практике работы таких инвестиционно емких объектов, как морские порты, степень разброса параметров характеризует вероятности ошибок первого и второго рода, а именно создание недостаточных мощностей, приводящих к возникновению потерь от ожидания в очереди на обслуживание, и избыточных мощностей, связанных с потерей избыточной капитализации. На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что объективной меры, определяющей баланс между этими потерями, не существует, поскольку решение является сугубо предпринимательским, основанном на риске потерь и возможных выигрышей. В предлагаемом исследовании приведено описание инструмента, позволяющего достаточно объективно принимать соответствующие предпринимательские решения.
Об авторах
А. Л. КузнецовРоссия
Кузнецов Александр Львович — д. т.н, профессор
198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
О. А. Чистотин
Россия
Чистотин Олег Александрович — руководитель департамента «Стакеры, реклаймеры»
160004, г. Вологда, м-н Верхний Посад, Ударников, 34, 1-й этаж
М. Ю. Затолокина
Россия
Затолокина Марина Юрьевна — аспирант OOO Хаб Шиппинг
196006, РФ, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 140, корп. 2, лит. А, БЦ «Фабрика»
Список литературы
1. Андреева Л. А. Задачи совершенствования методов технологического проектирования морских торговых портов в новых условиях / Л. А. Андреева, А. Л. Кузнецов, А. М. Сампиев, А. Д. Семенов // Транспортное дело России. — 2024. — № 1. — С. 164‒166. — EDN CERHHD.
2. Кузнецов А. Л. О несовершенстве нормативной базы технологического проектирования морских портов / А. Л. Кузнецов, В. А. Погодин // Морские порты России. — 2017. — № 6. — С. 18.
3. Сампиев А. М. Применение метода Монте-Карло для оценки эффективности использования бюджета рабочего времени морского терминала / А. М. Сампиев // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. — 2019. — Т. 11, № 1. — С. 68‒77. DOI: 10.21821/2309-5180-2019-11-1-68-77. — EDN KFDSNQ.
4. Валькова С. С. Методика оценки склада морского порта методами имитационного моделирования / С. С. Валькова, Ю. И. Васильев // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. — 2019. — Т. 11, № 3. — С. 485‒498. DOI: 10.21821/2309-5180-2019-11-3-485-498. — EDN FZEPJJ.
5. Кузнецов А. Л. Роль имитационного моделирования в технологическом проектировании и оценке параметров грузовых терминалов / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, В. А. Погодин, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. — 2017. — № 2. — С. 93–102. DOI: 10.24143/2073-1574-2017-2-93-102.
6. YuChung Tsao A multi-objective mixed robust possibilistic flexible programming approach for sustainable seaport-dry port network design under an uncertain environment / Yu-Chung Tsao, Vo-Van Thanh // Transportation Research. Part E: Logistics and Transportation Review. — 2019. — Vol. 124. — Pp. 13–39.
7. Douma A. M. Design and evaluation of a simulation game to introduce a Multi-Agent system for barge handling in a seaport / A. M. Douma, J. Van Hillegersberg, P. C. Schuur // Decision Support Systems. — 2012. — Vol. 53. — Is. 3. — Pp. 465–472.
8. Кузнецов А. Л. Имитационное моделирование как инструмент расчета наземных контейнерных терминалов / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, А. С. Ткаченко, Г. Б. Попов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. — 2018. — № 1. — С. 100– 108. DOI: 10.24143/2073-1574-2018-1-100-108.
9. Port development. A handbook for planners in developing countries. — New York: UNCTAD, 1985. — 228 p.
10. Ricci A. On the reliability of the 3D steady RANS approach in predicting microscale wind conditions in seaport areas: The case of the IJmuiden sea lock / A. Ricci, B. Blocken // Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. — 2020. — Vol. 207. — P. 104437.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецов А.Л., Чистотин О.А., Затолокина М.Ю. Универсальная имитационная модель потока поступления судов на морской грузовой фронт порта. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2024;16(5):700-708. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2024-16-5-700-708
For citation:
Kuznetsov A.L., Chistotin О.A., Zatolokina М.J. Universal simulation model of the flow of ships to the sea cargo front of the port. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2024;16(5):700-708. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2024-16-5-700-708