Обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях регионального значения Санкт-Петербурга
https://doi.org/10.21821/2309-5180-2024-16-3-370-378
Аннотация
Темой исследования является изучение вопроса регулярных ежегодных перевозок туристов на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в территориальных границах Санкт-Петербурга, речными пассажирскими судами в рамках прогулочных, экскурсионных и культурных программ. Отмечается, что достаточно интенсивное пассажирское судоходство требует обеспечения высокого уровня безопасности. При этом подчеркивается, что задача обеспечения безопасных судоходных условий осложняется тем, что движение судов осуществляется в стесненных условиях, обусловленных не только шириной и глубиной водного пути, но и высотой судоходных пролетов мостов. В качестве объекта исследования выбраны наиболее привлекательные для туристического судоходства малые реки и каналы Санкт-Петербурга: Фонтанка, Мойка, Ждановка, Канал Грибоедова, Крюков канал и Зимняя канавка. Предметом исследований являются судоходные условия на указанных водных путях. В рамках настоящей работы выполнен анализ соответствия судоходных условий на внутренних водных путях действующим нормативно-правовым документам. Результаты исследований показали, что благодаря совершенствованию нормативно-правовых актов и проведению организационно-технических мероприятий отмечается повышение уровня безопасности судоходства на внутренних водных путях регионального значения Санкт-Петербурга, однако при этом задача обеспечения безопасного прохождения судов под мостами остается решенной не полностью. Сделан вывод о том, что для обеспечения безопасного плавания судов под мостами через реки Фонтанку, Мойку и Ждановку, Канал Грибоедова, Крюков канал и Зимнюю канавку необходимо определить расчетный судоходный или максимальный судоходный уровень для каждой из переправ и привести в надлежащее состояние навигационную сигнализацию судоходных пролетов мостов.
Об авторах
С. А. АгеевРоссия
Агеев Сергей Александрович — доктор технических наук, старший научный сотрудник
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
В. В. Каретников
Россия
Каретников Владимир Владимирович — доктор технических наук, профессор
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
С. В. Рудых
Россия
Рудых Сергей Витальевич — доктор технических наук, доцент
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
Список литературы
1. Guo J. Probability Analysis of Aberrant Ship Collision with Sea-Crossing Bridges Considering Wind and Current / J. Guo, L. Qiu, J. Wu, J. Wang // Journal of Bridge Engineering. — 2022. — Vol. 27. — Is. 11. — Pp. 04022108. DOI: 10.1061/(ASCE)BE.1943-5592.0001958.
2. Pedersen P. T. Design of bridges against ship collisions / P. T. Pedersen, J. Chen, L. Zhu // Marine Structures. — 2020. — Vol. 74. — Pp. 102810. DOI: 10.1016/j.marstruc.2020.102810.
3. Mansuy M. Simulation study to assess the maximum dimensions of inland ships on the river Seine in Paris / M. Mansuy, M. Candries, K. Eloot, S. Page // Smart Rivers. — Singapore: Springer Nature Singapore, 2022. — Pp. 186–200. DOI: 10.1007/978-981-19-6138-0_17.
4. Wu X. Estimate travel time of ships in narrow channel based on AIS data / X. Wu, U. Roy, M. Hamidi, B. N. Craig // Ocean Engineering. — 2020. — Vol. 202. — Pp. 106790. DOI: 10.1016/j.oceaneng.2019.106790.
5. Gholipour G. Nonlinear numerical analysis and progressive damage assessment of a cable-stayed bridge pier subjected to ship collision / G. Gholipour, C. Zhang, A. A. Mousavi // Marine Structures. — 2020. — Vol. 69. — Pp. 102662. DOI: 10.1016/j.marstruc.2019.102662.
6. Биргер А. Я. Вопросы организации лоцманской проводки судов (составов) через разводные пролёты мостов Санкт-Петербурга во время их разводки / А. Я. Биргер, В. В. Каретников // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2023. — Т. 15. — № 4. — С. 557–566. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-4-557-566.
7. Леонов В. Е. Современные методы исследований и обработки экспериментальных данных для потребностей морского и внутреннего водного транспорта / В. Е. Леонов, В. И. Дмитриев. — М: ООО «МОРКНИГА», 2021. — 337 с.
8. Каретников В. В. Использование современных телекоммуникационных средств для навигационногидрографического обеспечения судоходства на внутренних водных путях России / В. В. Каретников, С. В. Рудых, М. А. Петров // Морская радиоэлектроника. — 2016. — № 3 (57). — С. 12–15.
9. Миляков Д. Ф. Первый опыт использования высокоточных систем местоопределения на внутренних водных путях России / Д. Ф. Миляков, С. В. Рудых, И. В. Пащенко, В. В. Козлов // Морская радиоэлектроника. — 2018. — № 3 (65). — С. 14–17.
10. Пумбрасова Н. В. Маломерный речной транспорт в городских пассажирских перевозках как перспективное направление решения проблем городского общественного пассажирского транспорта / Н. В. Пумбрасова, Е. О. Дубова // Научные проблемы водного транспорта. — 2013. — № 35. — С. 299–303.
Рецензия
Для цитирования:
Агеев С.А., Каретников В.В., Рудых С.В. Обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях регионального значения Санкт-Петербурга. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2024;16(3):370-378. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2024-16-3-370-378
For citation:
Ageev S.A., Karetnikov V.V., Rudykh S.V. Ensuring the safety of navigation on the inland waterways of regional importance in Saint Petersburg. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2024;16(3):370-378. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2024-16-3-370-378