Валидация швартовных тумб причалов АО «Троица» в порту «Чайка» (Северодвинск) с проведением натурного эксперимента
https://doi.org/10.21821/2309-5180-2024-16-1-84-96
Аннотация
Рассмотрено причальное оборудование двух причалов АО «Троица»: «Причал перегрузки нефтепродуктов» и «Железобетонный причал с подкрановыми путями» порта Чайка (г. Северодвинск), которые были введены в эксплуатацию более пятидесяти лет назад. В связи с частичным отсутствием проектной и полным отсутствием исполнительной документации, а также установкой на причалах нестандартных причальных устройств было принято решение о проведении валидации (проверки в целях доказательства того, что оборудованием можно пользоваться по назначению) швартовных тумб путем выполнения натурных экспериментальных исследований. В связи с истечением нормативного срока службы ООО Научно-исследовательское объединение «Плеяда» (г. Новороссийск) в 2021 г. был выполнен теоретический расчет для определения несущей способности швартовных тумб. Целью исследования являлась проверка безопасности функционирования имеющихся в наличии швартовных устройств в существующих условиях работы причальных сооружений. Объектом исследований являлись нестандартные швартовные тумбы, на которые отсутствовала документация об операционном контроле в период строительства, и акты ввода в эксплуатацию. В качестве предмета исследований рассматривались процессы изменения технического состояния и определения несущей способности тумб. Было установлено, что швартовные тумбы исследованных причалов пригодны к эксплуатации для обеспечения швартовки судов, не превышающих по своим параметрам расчетное значение, и соответствуют требованиям пп. а п. 191 «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» от 12 августа 2010 г. № 620 (с изм. на 7 октября 2019 г.). Приведены результаты органолептического и инструментального обследований с применением электронного динамометра АЦД/1Р-250/7И-2. Сделан вывод о том, что корректная оценка технического состояния причального оборудования достигается при должной организации экспертной службы в сочетании с непрерывным деформационным мониторингом.
Об авторах
П. А. ГарибинРоссия
Гарибин Павел Андреевич — доктор технических наук, профессор
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
А. А. Буцанец
Россия
Буцанец Артем Александрович — кандидат технических наук, начальник отдела НТИ и ИС
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
С. В. Егоров
Россия
Егоров Сергей Вячеславович — аспирант, вице-президент
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
125026, Москва, ш. Ленинградское, 57
Список литературы
1. Гарибин П. А. Некоторые проблемы обследования плавучих причалов яхтенных марин / П. А. Гарибин, С. В. Егоров, А. А. Буцанец // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2023. — Т. 15. — № 5. — С. 783–797. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-5-783-797.
2. Буцанец А. А. Исследование проблемы построения автоматизированной системы управления для обеспечения безопасного пропуска безэкипажных судов через судоходные шлюзы / А. А. Буцанец, Н. М. Ксенофонтов, Т. А. Волкова // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2023. — Т. 15. — № 6. — С. 1115–1129. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-6-1115-1129.
3. Заключение о возможности и условиях проведения безопасных швартовных операций и стоянки наливных судов у причалов АО «Троица»: Пояснительная записка ГСТ/2021-02-1; ООО «Научно-исследовательское объединение “Плеяда”». — Новороссийск, 2021.
4. Wu L. Dynamic Inversion Model of the Mooring Force on a Floating Bollard of a Sea Lock / L. Wu, Z. Xiang, D. Shu, M. Liu, J. Yang, M. Li // Journal of Marine Science and Engineering. — 2023. — Vol. 11. — Is. 7. — Pp. 1374. DOI: 10.3390/jmse11071374.
5. Черкасов А. В. Влияние точности естественных условий на определение швартовной нагрузки / А. В. Черкасов, А. В. Евсеев, П. А. Веселова // Перспективы науки. — 2020. — № 11 (134). — С. 259–261.
6. Волков Д. В. Расчет статической прочности бракеты швартовной / Д. В. Волков, Т. Ф. Гаврильева // Труды Крыловского государственного научного центра. — 2022. — № S1. — С. 102–104. DOI: 10.24937/2542-2324-2022-1-S-I-102-104.
7. Экспериментальное и численное исследование динамики ошвартованных объектов на волнении / М. Н. Богданов, И. К. Бородай, А. А. Кузнецов [и др.] // Труды Центрального научно-исследовательского института им. академика А. Н. Крылова. — 2015. — № 88 (372). — С. 293–306.
8. McGeady F. X. In-Situ Testing of Mooring Bollards / F. X. McGeady // Ports 2013: Success through Diversification. — 2013. — Pp. 1375–1384. DOI: 10.1061/9780784413067.141.
9. Cho S. R. Ultimate load capacities of mooring bollards and hull foundation structures / S. R. Cho, J. Choung, C. M. Oh, K. S. Lee, J. Y. Kim // Ocean Engineering. — 2010. — Vol. 37. — Is. 8–9. — Pp. 770–776. DOI: 10.1016/j.oceaneng.2010.02.011.
10. Воронин Н. В. Про тумбы, гаки и другие швартовные устройства / Н. В. Воронин. — М.: СВИВТ, 2020. — 160 с.
11. Schelfn T. E. The vessel in port: Mooring problems / T. E. Schelfn, C. Östergaard // Marine structures. — 1995. — Vol. 8. — Is. 5. — Pp. 451–479. DOI: 10.1016/0951-8339(95)97304-Q.
12. Савельев С. В. Определение действующих нагрузок от судов на причальные сооружения / С. В. Савельев // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. — 2017. — № 4 (21). — С. 43–46.
Рецензия
Для цитирования:
Гарибин П.А., Буцанец А.А., Егоров С.В. Валидация швартовных тумб причалов АО «Троица» в порту «Чайка» (Северодвинск) с проведением натурного эксперимента. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2024;16(1):84-96. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2024-16-1-84-96
For citation:
Garibin P.A., Butsanets A.A., Egorov S.V. Validation of JSC “Troitsa” berths bollards in the “Chayka” port of Severodvinsk. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2024;16(1):84-96. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2024-16-1-84-96