Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРОВОЗА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2020-12-3-467-480

Аннотация

Отмечается, что безопасность эксплуатации судна является приоритетной задачей морских контейнерных перевозок, обеспечение которой нераздельно связано с надлежащим планированием загрузки судов-контейнеровозов. В период становления морских контейнерных перевозок планирование загрузки контейнеровозов представляло собой достаточно простую задачу, решаемую без использования сложной электронно-вычислительной техники и специализированного программного обеспечения в течение относительно короткого периода времени. С ростом контейнеровместимости судов эта задача становилась все более сложной и трудоемкой. Подчеркивается, что сложность планирования загрузки контейнеровозов обусловлена необходимостью одновременного учета множества факторов, которые могут оказывать противоположное влияние на результат планирования. При этом нормализация одного фактора может привести к тому, что другой фактор примет неприемлемое значение. Контейнеровместимость крупнейших судов на сегодняшний день составляет 24000 единиц в двадцатифутовом эквиваленте. Планирование загрузки даже среднего фидерного контейнеровоза вместимостью 2000-3000 единиц в современных условиях работы контейнерных линий требует применения автоматизированных средств планирования. Автоматизация решения данной задачи привлекает внимание исследователей в течение последних сорока лет. При этом существующие технические и программные средства планирования загрузки судов-контейнеровозов позволяют решать эту задачу, но не в достаточной степени. Важным является тот факт, что решение данной задачи сфокусировано на достижении наибольшего экономического эффекта от планирования загрузки. Отмечается, что несмотря на то, что безопасность перевозки учитывается в предлагаемых моделях, этих решений недостаточно. В статье предложена математическая модель решения задачи планирования загрузки судов-контейнеровозов, основанная на задании целевой функции и соответствующих ограничений. Данная модель учитывает вопросы, возникающие в процессе реальной эксплуатации контейнеровозов. Максимальный приоритет в модели отдается безопасной эксплуатации. Важность экономической составляющей планирования загрузки признается, но в данной работе не рассматривается.

Об авторах

Р. С. Царик
ФГБОУ ВО «МГУ им. адм. Г. И. Невельского»
Россия


Д. А. Акмайкин
ФГБОУ ВО «МГУ им. адм. Г. И. Невельского»
Россия


Список литературы

1. Avriel M. Container ship stowage problem: complexity and connection to the coloring of circle graphs / M. Avriel, M. Penn, N. Shpirer // Discrete Applied Mathematics. - 2000. - Т. 103. - №. 1-3. - С. 271-279. DOI: 10.1016/S0166-218X(99)00245-0.

2. Ambrosino D. Stowing a containership: the master bay plan problem / D. Ambrosino, A. Sciomachen, E. Tanfani // Transportation Research Part A: Policy and Practice. - 2004. - Vol. 38. - Is. 2. - Pp. 81-99. DOI: 10.1016/j.tra.2003.09.002.

3. Delgado A. A constraint programming model for fast optimal stowage of container vessel bays / A. Delgado, R. M. Jensen, K. Janstrup, T. H. Rose, K. H. Andersen // European Journal of Operational Research. - 2012. - Vol. 220. - Is. 1. - Pp. 251-261. DOI: 10.1016/j.ejor.2012.01.028.

4. Imai A. Multi-objective simultaneous stowage and load planning for a container ship with container rehandle in yard stacks / A. Imai, K. Sasaki, E. Nishimura, S. Papadimitriou // European Journal of Operational Research. - 2006. - Vol. 171. - Is. 2. - Pp. 373-389. DOI: 10.1016/j.ejor.2004.07.066.

5. Liu F. Randomized algorithm with tabu search for multi-objective optimization of large containership stowage plans / F. Liu, M. Y. H. Low, W. J. Hsu, S. Y. Huang, M. Zeng, C. A. Win // International Conference on Computational Logistics. - Springer, Berlin, Heidelberg, 2011. - С. 256-272. DOI: 10.1007/978-3-642-24264-9_20.

6. Low M. Y. H. Improving safety and stability of large containerships in automated stowage planning / M. Y. H. Low, M. Zeng, W. J. Hsu, S. Y. Huang, F. Liu, C. A. Win // IEEE Systems Journal. - 2011. - Vol. 5. - Is. 1. - Pp. 50-60. DOI: 10.1109/JSYST.2010.2100198.

7. Pacino D. Fast generation of container vessel stowage plans: PhD Thesis / D. Pacino; IT University of Copenhagen. - Denmark, 2012. - 109 p.

8. Pacino D. An accurate model for seaworthy container vessel stowage planning with ballast tanks / D. Pacino, A. Delgado, R. M. Jensen, T. Bebbington // International Conference on Computational Logistics. - Springer, Berlin, Heidelberg, 2012. - Pp. 17-32. DOI: 10.1007/978-3-642-33587-7_2.

9. Sciomachen A. The master bay plan problem: a solution method based on its connection to the three-dimensional bin packing problem / A. Sciomachen, E. Tanfani // IMA Journal of Management Mathematics. - 2003. - Vol. 14. - Is. 3. - Pp. 251-269. DOI: 10.1093/imaman/14.3.251.

10. Wilson I. D. Container stowage pre-planning: using search to generate solutions, a case study / I. D. Wilson, P. A. Roach, J. A. Ware // Research and Development in Intelligent Systems XVII. - Springer, London, 2001. - С. 349-362. DOI: 10.1007/978-1-4471-0269-4_25.

11. Min Z. Improving ship stability in automated stowage planning for large containerships / Z. Min, M. Y. H. Low, H. W. Jing, H. S. Ying, L. Fan, W. C. Aye // Proceedings of the International MultiConference of Engineers and Computer Scientists - IMECS 2010. - 2010. - Vol. III.

12. Акмайкин Д. А. Анализ факторов, влияющих на безопасность морских контейнерных перевозок / Д. А. Акмайкин [и др.] // Транспортное дело России. - 2015. - № 6. - С. 207-211.

13. Царик Р. С. Оптимизация размещения контейнеров с опасными грузами на борту контейнеровоза / Р. С. Царик // Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России. 17 мая 2017 года. Материалы VIII межвузовской научно-практической конференции аспирантов, студентов и курсантов. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2017. - С. 31-38.

14. Царик Р. С. Разработка алгоритма формирования контейнерного штабеля для обеспечения требуемой видимости с ходового мостика контейнеровоза / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 4 (38). - С. 29-43. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-4-29-43.

15. Царик Р. С. Управление рисками и снижение аварийности в морских контейнерных перевозках / Р. С. Царик [и др.] // Транспорт: наука, техника, управление.: науч. информ. сб. - 2015. - № 2. - С. 37-42.

16. Царик Р. С. Оценка влияния дифферента контейнеровоза на расход топлива / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Проблемы транспорта Дальнего Востока: сб. науч. тр. - Владивосток: ДВО Российской академии транспорта, 2017. - С. 69-73.


Рецензия

Для цитирования:


Царик Р.С., Акмайкин Д.А. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРОВОЗА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2020;12(3):467-480. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2020-12-3-467-480

For citation:


Tsarik R.S., Akmaykin D.A. MATHEMATICAL MODEL FOR SOLVING THE PROBLEM OF CONTAINER SHIP STOWAGE PLANNING FOR ENSURING THE SAFETY OF TRANSPORTATION. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2020;12(3):467-480. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2020-12-3-467-480

Просмотров: 243


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)