Надежность элементов корпусов судов речного флота
https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-1041-1053
Аннотация
Темой исследования является совершенствование процесса дефектации элементов корпусов металлических судов путем использования вероятностного подхода. Рассматривается наиболее трудоемкая часть акта дефектации: измерение и оценка износов отдельных элементов корпусных конструкций, составляющая более 90 % общего числа измерений. Под оптимальной дефектацией в работе понимается минимальное, но достаточное для надежной эксплуатации корпуса судна до момента проведения последующего (очередного) обследования число измерений корпусных конструкций. Обоснована необходимость проведения предварительного перед дефектацией этапа расчетов, позволяющего существенно сократить количество измерений элементов корпусных конструкций, что положительно отразится на снижении стоимости ремонта как за счет меньшего числа измерений, так и за счет сокращения продолжительности ремонта. Доказано, что использование вероятностного подхода к прогнозированию остаточных толщин отдельных элементов учитывает также влияние на общую прочность, что гарантирует надежность корпуса судна в эксплуатации. Разработаны таблицы для оценки технического состояния отдельных элементов корпуса по уровню их износа и рассмотрена методика их заполнения. Таблицы выполнены в двух вариантах, наиболее удобных для конкретного пользователя — оформителя таблиц акта дефектации: бумажном и электронном. Показан пример применения электронных таблиц оценки технического состояния по уровню износа с использованием судна-представителя, который доказал, что прогнозируемые остаточные толщины, полученные расчетным путем, будут во всех случаях меньше аналогичных, полученных на основе результатов измерений. Это доказывает надежность и целесообразность применения предварительного этапа дефектации, являющегося, по сути, аналогом понятия «нулевой этап в судоремонте». Использование вероятностного подхода к определению остаточных толщин позволит не только сократить затраты непосредственно на процедуру дефектации корпуса, но и даст возможность на ранних (до постановки судна на слип или в док) стадиях прогнозировать объемы, а также выбрать наиболее целесообразный и эффективный способ ремонта корпусных конструкций.
Об авторах
А. Б. КрасюкРоссия
Красюк Алла Борисовна — кандидат технических наук, профессор
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
В. Б. Чистов
Россия
Чистов Валентин Борисович — доктор технических наук, профессор
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
В. Г. Никифоров
Россия
Никифоров Владимир Григорьевич — доктор технических наук, профессор
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
Список литературы
1. Барышников С. О. Оптимальная дефектация корпусов судов речного флота / С. О. Барышников, А. Б. Красюк, В. Б. Чистов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2022. — Т. 14. — № 6. — С. 915–930. DOI: 10.21821/2309-5180-2022-14-6-915-930.
2. Красюк А. Б. Дефектация и ремонт листов ледового пояса ледоколов речного флота / А. Б. Красюк, В. Б. Чистов // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2015. — № 5(33). — С. 86–92. DOI: 10.21821/2309-5180-2015-7-5-86-92.
3. Красюк А. Б. Методологические основы дефектации стальных корпусов судов / А. Б. Красюк, В. Б. Чистов // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2013. — № 3. — С. 87–93.
4. Барышников С. О. Ремонт и надежность судов речного флота / C. О. Барышников, Т. О. Карклина, В. Б. Чистов // Судостроение. — 2021. — № 1 (854). — С. 10–13. DOI: 10.54068/00394580_2021_1_10.
5. Бимбереков П. А. Корректировка методики определения остаточных толщин обшивки и настилов согласно проекту Правил Российского Речного Регистра / П. А. Бимбереков // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. — 2015. — № 1. — С. 7–13.
6. Бимбереков П. А. Определение потребного числа измерений остаточных толщин на участке элемента связи корпуса судна на основе оценочных зависимостей для запаса толщин и рекомендуемых скоростей изнашивания / П. А. Бимбереков // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. — 2015. — № 1. — С. 76–80.
7. Зяблов О. К. Графическое моделирование объектов ремонта в составе электронных актов дефектации по корпусу и ДРК судна / О. К. Зяблов, Е. В. Фунтикова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. — 2012. — № 31. — С. 57–59.
8. Зяблов О. К. Сравнительный анализ правил РРР и РМРС в области освидетельствований и дефектации судов / О. К. Зяблов, А. Н. Науменко // Труды 19‑го Международного научно-промышленного форума «Великие реки‑2018». — Н. Новгород: Волжский гос. ун-т водного транспорта, 2018.
9. Огнева В. В. Особенности прогнозирования износов корпусов судов при планировании объемов судоремонта / В. В. Огнева, Е. Г. Бурмистров // Судостроение. — 2014. — № 5 (816). — С. 46–49.
10. Зиновьев П. В. Методика оценки достоверности результатов замеров остаточных толщин при дефектации судовых конструкций / П. В. Зиновьев, В. А. Компанец, О. Э. Суров // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. — 2015. — № 40–41. — С. 41–48.
11. Гирин С. Н. Общие принципы учета эксплуатационных ограничений при нормировании мореходных характеристик судов прибрежного плавания / С. Н. Гирин, И. А. Гуляев, Ю. И. Ефименков // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. — 2018. — № 57. — С. 18–26.
12. Бураковский Е. П. Эксплуатационная прочность судов / Е. П. Бураковский, Ю. И. Нечаев, П. Е. Бураковский, В. П. Прохнич. — Изд-во «Лань», 2021. — 371 с.
13. Бураковский Е. П. Нормирование параметров прогрессирующих дефектов корпусов судов / Е. П. Бураковский, П. Е. Бураковский // Инновации в науке и образовании — 2011. Труды IX Международной научной конференции: В 2 ч. — Калининград: Калининградский гос. техн. ун-т, 2011. — Ч. 1. — С. 345–347.
14. Зяблов О. К. Автоматизированное формирование отчёта по дефектации судна с использованием графо-математической модели корпуса / О. К. Зяблов, Ю. А. Кочнев, И. Б. Кочнева // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. — 2019. — № 59. — С. 62–69.
15. Бимбереков П. А. Некоторые аспекты мониторинга прочности судов в ходе эксплуатации / П. А. Бимбереков // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. — 2009. — № 2. — С. 155–160.
16. Бурмистров Е. Г. Анализ причин и районов локализации износов наружной обшивки корпусов судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания / Е. Г. Бурмистров, Д. А. Кромов // Научные проблемы водного транспорта. — 2022. — № 70. — С. 15–29. DOI: 10.37890/jwt.vi70.244.
Рецензия
Для цитирования:
Красюк А.Б., Чистов В.Б., Никифоров В.Г. Надежность элементов корпусов судов речного флота. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2023;15(6):1041-1053. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-1041-1053
For citation:
Krasiuk A.B., Chistov V.B., Nikifirov V.G. Reliability of river fleet vessels hull elements. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2023;15(6):1041-1053. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-1041-1053