Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

Методика районирования акватории Северного морского пути при проведении аварийноспасательных работ и ликвидации разливов нефти

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-1030-1040

Аннотация

Предложена методика оценки возможности обеспечения проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во всей акватории Северного морского пути с учетом предполагаемого с 2024 г. планомерного развития круглогодичной навигации по Северному морскому пути, сопряженного с необходимостью обеспечения безопасности. В настоящее время такая возможность сильно ограничена ввиду отсутствия многофункциональных судов высокого ледового класса и технических средств ликвидации разливов во льдах. Методические основы определения времени реагирования на морские разливы нефти в Полярных водах заложены в Полярном кодексе, документах Комитета по безопасности на море Международной морской организации и документах Арктического совета, однако их применение обусловлено только гидрометеорологическими и географическими условиями в месте ликвидации аварии. Несмотря на их широкую практическую направленность предлагаемые подходы имеют лишь общий методический характер, не учитывающий особенности судоходства в акватории Северного морского пути, ее протяженности и районирования. Разработанная методика во многом преодолевает данные ограничения, позволяя на качественном уровне районировать акваторию Северного морского пути по трем признакам классификации. В статье рассмотрено два модельных примера: в первом предположительно судоходство осуществляется только в западной части акватории Северного морского пути, т. е. в Карском море, Обской губе и Енисейском заливе, в Восточном секторе судоходство полностью отсутствует; во втором примере предположительно судоходство осуществляется во всей акватории. Для каждого исследуемого варианта вся акватория районирована по уровню готовности, который оценивается как «высокий», «средний» и «низкий» и зависит от наличия в районе ледоколов и многофункциональных судов. Отмечается, что в дальнейшем данная методика может быть дополнена оценкой также других факторов, таких как влияние гидрометеоусловий, ледовой обстановки, навигационных рисков, прогноза интенсивности судоходства и выбора необходимых технических средств ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Об авторах

Д. С. Киджи
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»; ФГУП «Атомфлот»
Россия

Киджи Диана Сергеевна — старший помощник капитана 

198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская 5/7;
183038, Мурманск, тер. Мурманск‑17, д. 1



Е. О. Ольховик
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

Ольховик Евгений Олегович — доктор технических наук, доцент 

198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская 5/7



Список литературы

1. Багдасарян А. А. Основные экологические проблемы Северного морского пути в перспективе его развития / А. А. Багдасарян // Российская Арктика. — 2020. — № 9. — С. 17–29. DOI: 10.24411/2658-4255-2020-12092.

2. Молчанов В. П. Риски чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации / В. П. Молчанов, В. А. Акимов, Ю. И. Соколов. — М.: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2011. — 300 с.

3. Александров А. В. Анализ айсберговой опасности на Северном морском пути на примере газовозов / А. В. Александров, О. Д. Ивановская, Р. А. Матанцев, В. М. Шапошников // Арктика: экология и экономика. — 2017. — № 2 (26). — С. 76–81. DOI: 10.25283/2223-4594-2017-2-76-81.

4. Афонин А. Б. Исследование факторов, влияющих на навигационную аварийность в условиях мелководья / А. Б. Афонин, И. Ю. Королёв, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2017. — Т. 9. — № 4. — С. 735–743. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-4-735-743.

5. Клюев В. В. Формализация оценки безопасности акватории Северного морского пути / В. В. Клюев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2016. — № 4 (38). — С. 69–74. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-4-69-74.

6. Gunnarsson B. Ten Years of International Shipping on the Northern Sea Route / B. Gunnarsson, A. Moe // Arctic Review on Law and Politics. — 2021. — Vol. 12. — Pp. 4–30. DOI: 10.23865/arctic.v12.2614.

7. Рукша В. В. Атомный ледокольный флот России и перспективы развития Северного морского пути / В. В. Рукша, А. А. Смирнов, М. М. Кашка, Н. Г. Бабич // Арктика: экология и экономика. — 2011. — № 1 (1). — С. 052–061.

8. Кашка М. М. Роль атомного ледокольного флота в достижении национальной задачи по увеличению объема грузопотока в акватории Северного морского пути / М. М. Кашка, Л. А. Ирлица, Е. А. Ефанская, К. А. Матвиишина, С. А. Головинский //Арктика: экология и экономика. — 2021. — Т. 11. — № 1. — С. 101–110. DOI: 10.25283/2223-4594-2021-1-101-110.

9. Киджи Д. С. Обзор схем транспортно-географического районирования акватории Арктики / Д. С. Киджи // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2023. — Т. 15. — № 5. — С. 767–782. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-5-767-782.

10. Григорьев М. Н. Учет сезонности и маршрутов плавания для обеспечения аварийно-спасательных работ в акватории Севморпути / М. Н. Григорьев // Безопасность труда в промышленности. — 2023. — № 7. — С. 72–78. DOI: 10.24000/0409-2961-2023-7-72-78.

11. Bartenstein K. Between the polar code and article 234: The balance in Canada’s Arctic shipping safety and pollution prevention regulations / K. Bartenstein // Ocean Development & International Law. — 2019. — Vol. 50. — Is. 4. — Pp. 335–362. DOI: 10.1080/00908320.2019.1617932.

12. Зацепа С. Н. Подход к анализу гидрометеорологических условий, определяющих задержку в реагировании на морские разливы нефти в Арктической зоне Российской Федерации / С. Н. Зацепа, А. А. Ивченко, А. Ю. Книжников, В. В. Солбаков // Арктика: экология и экономика. — 2023. — Т. 13. — № 3 (51). — С. 369–381. DOI: 10.25283/2223-4594-2023-3-369-381.

13. Fu S. Arctic shipping risk management: A bibliometric analysis and a systematic review of risk influencing factors of navigational accidents / S. Fu, F. Goerlandt, Y. Xi // Safety science. — 2021. — Vol. 139. — Pp. 105254. DOI: 10.1016/j.ssci.2021.105254.

14. Governance of Arctic shipping: Rethinking risk, human impacts and regulation / edited by A. Chircop, F. Goerlandt, C. Aporta, R. Pelot. — Springer Nature, 2020. — 319 p. DOI: 10.1007/978-3-030-44975-9.

15. Ольховик Е. О. Теоретические основы и методология исследования водных путей для организации морских транспортных потоков Северного морского пути: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности 05.22.17 «Водные пути сообщения и гидрография» / Евгений Олегович Ольховик. — СПб., 2021. — 295 с.

16. Ol’khovik E. Shipping development trends in the Eastern sector of the Northern Sea Route / E. Ol’khovik, A. Tezikov // Proceedings of the 26th International Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions June. — 2021. — Pp. 14–18.

17. Донченко В. К. Полемическая статья по результатам исследования на тему: «Подход к анализу гидрометеорологических условий, определяющих задержку в реагировании на морские разливы нефти в Арктической зоне Российской Федерации» / В. К. Донченко, А. В. Гусев, А. А. Иванчин, М. Н. Мансуров, С. Н. Зацепа, А. А. Ивченко, А. Ю. Книжников, В. В. Солбаков, Я. Ю. Блиновская // Арктика: экология и экономика. — 2023. DOI: 10.25283/2223-4594-2023‑pw1.

18. Пат. 2694085 Российская Федерация, МПК G01W 1/00, G01S 13/95. Способ разведки ледовой обстановки на Северном морском пути / Е. О. Ольховик, А. Б. Афонин, А. Л. Тезиков; заяв. и патентообл. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — № 2018135927; заявл. 10.10.2018: опубл. 09.07.2019, Бюл. № 19.

19. Добродеев А. А. Как изменилось судоходство в Арктике в XXI веке / А. А. Добродеев, К. Е. Сазонов // Природа. — 2022. — № 11 (1287). — С. 10–21. DOI: 10.7868/S0032874X22110023.

20. Добродеев А. А. Экспериментальные исследования возможности проводки ледоколом крупнотоннажных судов при буксировке вплотную / А. А. Добродеев, К. Е. Сазонов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2022. — Т. 14. — № 5. — С. 645–655. DOI: 10.21821/2309-5180-2022-14-5-645-655.


Рецензия

Для цитирования:


Киджи Д.С., Ольховик Е.О. Методика районирования акватории Северного морского пути при проведении аварийноспасательных работ и ликвидации разливов нефти. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2023;15(6):1030-1040. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-1030-1040

For citation:


Kidzhi D.S., Ol’khovik E.O. Methodology for zoning the Northern Sea Route water area during salvage and rescue operations and oil spill response. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2023;15(6):1030-1040. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-1030-1040

Просмотров: 416


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)