Требования к эксплуатации судов при перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов
https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-987-997
Аннотация
В статье выполнен анализ используемых различными классификационными обществами подходов к нормированию расчетных ускорений при качке судов в процессе перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов. Исследованы методы оценки эффективности креплений «нестандартизированных грузов», перевозимых на судах. Выполнен анализ параметров, учитываемых при определении расчетных ускорений при качке судна. Выбраны пять судов-представителей, на которых ранее выполнялась перевозка крупногабаритных тяжеловесных грузов в различных условиях. Выполнено компьютерное моделирование качки указанных судов при различных курсовых углах в программе SafeSea, а расчетные (условные) амплитуды качки, регламентируемые Правилами Российского Классификационного Общества, определялись по программе StabЕdit. Выполнен расчет вынужденных и собственных периодов бортовой качки в специализированном программном комплексе Anchored Structures при вариации режимов волнения, состояний загрузки и значений метацентрической высоты. Результаты расчета для судов-представителей показали удовлетворительное согласование собственных и вынужденных периодов качки. Отмечается, что в диапазоне режимов волнения 1,5 м ≤ h3 % ≤ 4,5 м для рассмотренных интервалов метацентрической высоты в большинстве случаев вынужденные периоды качки несколько больше собственных. По результатам исследования даны рекомендации по определению амплитуд качки судов внутреннего и смешанного плавания классов «Р», «О», «М», «О-ПР», «М-ПР», «М–СП», перевозящих крупногабаритные тяжеловесные грузы. Также для указанных классов судов даны рекомендации по нормируемым расчетным ускорениям при качке судна, перевозящего крупногабаритный тяжеловесный груз. Результаты исследования отражены в проекте «Руководства по назначению расчетных ускорений при качке судов смешанного (река – море) и внутреннего плавания и запасов прочности конструкций крепления крупногабаритных тяжеловесных грузов», разработанного для Российского Классификационного Общества.
Об авторах
И. С. ОнищенкоРоссия
Онищенко Ирина Станиславовна — заведующий сектором, аспирант
Научный руководитель: Каретников Владимир Владимирович
191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д.6, лит. А;
198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
И. З. Черейский
Россия
Черейский Игорь Зиновьевич — заместитель генерального директора
191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д.6, лит. А
И. А. Гуляев
Россия
Гуляев Илья Александрович — кандидат технических наук, начальник корпусного отдела
109240, г. Москва, Яузская улица, д.12
Список литературы
1. Синицын М. Г. Оценка транспортных возможностей внутренних водных путей / М. Г. Синицын, Г. Я. Синицын // Научные проблемы водного транспорта. — 2022. — № 72. — С. 189–197. DOI: 10.37890/jwt.vi72.284.
2. Остапарченко Е. А. Определение транспортных рисков при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов / Е. А. Остапарченко // Сборник научных статей национальной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»: в 2 т. — СПб.: ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2018. — Т. 2. — С. 76–83.
3. Шабров В. Н. Обоснование эффективности комбинированных перевозок автомобилей с участием речного транспорта: дис. … канд. техн. наук: 05.22.19 / В. Н. Шабров. — Н. Новгород, 2017. — 181 с.
4. Роменкова В. А. Современные архитектурно-конструктивные типы судов для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов / В. А. Роменкова, А. Д. Бурменский // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: материалы III Всероссийской национальной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: 06–10 апреля 2020 года. — Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. ун-т, 2020. — В 3 ч. — Ч. 1. — С. 446–448.
5. Буров В. И. Основные проблемы и пути их решения, возникающие при мультимодальной перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов из стран ближнего и дальнего зарубежья в регионы Российской Федерации / В. И. Буров // Транспортное дело России. — 2017. — № 4. — С. 106–108.
6. Егоров Г. В. Анализ состояния и путей развития внутреннего водного транспорта России / Г. В. Егоров, Ю. И. Матвеев, Г. Н. Чуплыгин, В. Н. Шабров // Речной транспорт (XXI век). — 2021. — № 3 (99). — С. 39–44.
7. Костров В. Н. Анализ современного состояния и перспектив развития перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на водном транспорте / В. Н. Костров, Р. С. Крайнов // Транспорт. Горизонты развития: труды 1‑го Междунар. науч.-промышл. форума. — Н. Новгород: Волжский гос. ун-т водного транспорта, 2021. — С. 8.
8. Онищенко И. С. Назначение эксплуатационных ограничений для судов портового плавания на внутренних водных путях / И. С. Онищенко, В. В. Каретников // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2023. — Т. 15. — № 3. — С. 455–463. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-3-455-463.
9. Онищенко И. С. Сопоставление подходов Российского Речного Регистра и Европейской экономической комиссии к определению разрядности внутренних водных бассейнов: сб. науч. тр. АО «ЦНИИМФ» / И. С. Онищенко, А. Н. Паранюк. — СПб.: АО «ЦНИИМФ», 2021. — С. 130–135.
10. Сравнительный анализ требований Правил Российского Речного Регистра и Европейских предписаний к судам внутреннего плавания: отчет по теме. — М.: ФГУ «Российский Речной Регистр», Центр разработки правил, 2009. — 409 с.
11. Рекомендации, касающиеся согласованных на европейском уровне технических предложений, применимых к судам внутреннего плавания / Резолюция № 61. — Организация Объединенных Наций, 2006. — 242 с.
Рецензия
Для цитирования:
Онищенко И.С., Черейский И.З., Гуляев И.А. Требования к эксплуатации судов при перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2023;15(6):987-997. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-987-997
For citation:
Onishchenko I.S., Chereysky I.Z., Gulyaev I.A. Requirements for the vessels operation at heavy-lift cargoes carriage. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2023;15(6):987-997. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-6-987-997