Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

Вопросы организации лоцманской проводки судов (составов) через разводные пролёты мостов Санкт-Петербурга во время их разводки

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-4-557-566

Аннотация

Темой работы является обзорное исследование существующей в настоящее время проблемы, связанной со сложностью навигации речных судов и судов река – море во время прохождения их по реке Нева в разведенные пролеты санкт-петербургских мостов. Отмечается, что при прохождении в разведенные пролеты мостов Санкт-Петербурга в наведенном состоянии такой фактор, как «надводный габарит», является одним из основных. Подчеркивается, что крупнотоннажные речные и суда «река – море» плавания не могут пройти все мосты Санкт-Петербурга, когда они находятся в наведенном состояние, но поскольку мосты в период навигации разводят в ночные часы, ограничение по высоте не является столь жестким. К сожалению, все мосты Санкт-Петербурга имеют только один разводной пролет, поэтому в их разведенные пролеты организуется реверсивное судоходство с целью, во-первых, избежать расхождений судов на участках между мостами и, во-вторых, дать возможность судоводителю минимизировать маневрирование при выборе оптимальной траектории захода в разведенный пролет моста. Кроме того, в статье обращается внимание на то, что при заходе в разводной пролет моста судоводитель должен учитывать множество дополнительных факторов, среди которых, например, местные особенности плавания, фактическая гидрометеорологическая обстановка и текущий гидрологический режим реки Нева. В исследовании отмечается, что судоводитель должен принимать во внимание такое важное обстоятельство, как наличие большого количества прогулочных судов, используемых для экскурсионного просмотра процесса движения судов в разведенные пролеты мостов. Ввиду того, что судоводители крупнотоннажных речных судов и судов река – море плавания могут испытывать существенные затруднения в процессе организации безопасности плавания при движении в разведенные пролеты мостов на участке реки Нева, в границах города Санкт-Петербурга установлена обязательная лоцманская проводка, некоторые особенности организации которой рассмотрены в данной работе. Проанализированы примеры аварий, связанных с процедурой разводки мостов, которые произошли в черте Санкт-Петербурга и имели серьезные последствия. Рассмотрены дополнения, которые предлагается внести в «Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации» применительно к данному вопросу.

Об авторах

А. Я. Биргер
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

доцент

198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



В. В. Каретников
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

доктор технических наук, доцент
198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



Список литературы

1. Атлас единой глубоководной системы европейской части РФ. Т. 3, ч. 1: Волго-Балтийский водный путь. Река Нева. — СПб.: Волго-Балт, 2023. — 64 с.

2. График разводки Санкт-Петербургских мостов в навигацию 2023 года // Официальный интернет-сайт ФБУ «Администрация «Волго-Балт» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.volgo-balt.ru (дата обращения: 02.06.2023).

3. Приказ Минтранса РФ от 04.09.2003 № 182 «Oб утверждении перечня участков внутренних водных путей Российской Федерации, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44374/ (дата обращения: 02.06.2023).

4. Решение Ленинградского городского Совета народных депутатов от 9 июля 1984 года № 473 «Об утверждении Правил пропуска судов при разводке ленинградских мостов» (Утратило силу на основании приказа КУГХ мэрии Санкт-Петербурга от 20 февраля 1996 года № 36) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/8358918 (дата обращения: 02.06.2023).

5. Порядок организации проводки судов с акватории морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» в разводку мостов на внутренние водные пути и в обратном направлении на навигацию 2023 года // Официальный интернет-сайт ФБУ «Администрация «Волго-Балт» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.volgo-balt.ru (дата обращения: 02.06.2023).

6. Приказ Мэрии Санкт-Петербурга от 20 февраля 1996 № 36 «Об утверждении «Правил проводки судов при разводке Санкт-Петербургских мостов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9105583 (дата обращения: 02.06.2023).

7. Распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 12 мая 1996 года № 464-р «О Правилах проводки судов при разводке Санкт-Петербургских мостов». (Утратило силу на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 января 2022 года № 14) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9105894?marker (дата обращения: 02.06.2023).

8. Гречуха В. Н. Правовое регулирование деятельности внутреннего водного транспорта: монография / В. Н. Гречуха. — М.: Прометей, 2020. — 340 с.

9. Федеральный закон от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mchs.gov.ru/dokumenty/federalnyezakony/795 (дата обращения: 02.06.2023).

10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 ноября 2006 № 1480 «Об утверждении правил эксплуатации мостов и набережных в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/8441055 (дата обращения: 02.06.2023).

11. Приказ Минтранса РФ от 06.11.2020 № 463 «Об утверждении положения о лоцманах на внутренних водных путях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372126/ (дата обращения: 02.06.2023).

12. Приказ Минтранса РФ от 10 июля 2013 г. № 235 «Об утверждении правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mintransa-Rossii-ot-10.07.2013-N-235/ (дата обращения: 02.06.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Биргер А.Я., Каретников В.В. Вопросы организации лоцманской проводки судов (составов) через разводные пролёты мостов Санкт-Петербурга во время их разводки. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2023;15(4):557-566. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-4-557-566

For citation:


Birger A.Yu., Karetnikov V.V. Issues of organizing vessels pilotage through the drawbridges spans in St. Petersburg. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2023;15(4):557-566. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-4-557-566

Просмотров: 375


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)