Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

Оценка эффективности подогрева воздуха противообледенительного устройства ледокола на входе в компрессор

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-3-464-475

Аннотация

Темой исследования являются противообледенительные устройства, обеспечивающие повышение ледопроходимости, широко применяемые на современных ледоколах. Отмечается, что наиболее распространенными являются устройства, в основе которых лежит пневмообдув корпуса ледокола воздухом, нагнетаемым специальным компрессором. При работе в условиях низких температур возникает опасность выхода компрессора из строя вследствие обледенения его приемного тракта, для защиты которого необходимо повышать температуру воздуха, поступающего в компрессор, до безопасных значений. Возможными способами подогрева являются рециркуляция сжатого в компрессоре воздуха и его подогрев в специальном теплообменном аппарате. В статье представлена схема противообледенительной системы, позволяющей реализовать оба способа подогрева воздуха с описанием принципа ее действия. Статья посвящена актуальной проблеме, а именно выбору наиболее предпочтительного способа подогрева воздуха. В качестве критерия оценки предлагается использовать энергетические затраты, необходимые для обеспечения подогрева воздуха, параметров охлаждения современных двигателей внутреннего сгорания с высоким уровнем форсированности и перспективных двигателей. Для решения поставленной задачи предложен алгоритм, учитывающий особенности работы компрессора противообледенительного устройства, требования, предъявляемые к температуре приемного воздуха, а также свойства теплоносителей. Расчетная методика базируется на классических уравнениях термодинамики и теплопередачи. Результаты выполненных расчетов позволяют сравнить энергетические затраты на обеспечение повышения температуры воздуха до требуемых значений при использовании различных способов подвода теплоты. На основании проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что наиболее рациональным способом подогрева приемного воздуха компрессора противообледенительного устройства является совместное использование рециркуляции и теплообменного аппарата. Перспективным направлением совершенствованием противообледенительных устройств является оптимизация температурных режимов работы компрессора, рационализация распределения подводимой теплоты, автоматизация управления температурным режимом пневмообдува. 

Об авторах

В. А. Жуков
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

Жуков Владимир Анатольевич — доктор технических наук, доцент

198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



Е. А. Степанов
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

Степанов Евгений Андреевич — аспирант

198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



В. Л. Ерофеев
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

Ерофеев Валентин Леонидович — доктор технических наук, профессор

198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 327 р «О Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/22004/ (дата обращения: 15.02.2023).

2. Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2019 № 2553 р «Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/38218/ (дата обращения: 15.02.2023).

3. Александров М. А. Перспективы атомного ледокольного флота по освоению Северного морского пути / М. А. Александров, Ю. Л. Бордученко // Морской вестник. — 2021. — № 2 (78). — С. 17–23.

4. Бордученко Ю. Л. Атомный ледокольный флот России в начале XXI века. Задачи и перспективы / Ю. Л. Бордученко // Энергия: экономика, техника, экология. — 2020. — № 7. — С. 26–33. DOI: 10.7868/ S0233361920070046.

5. Бордученко Ю. Л. Атомный ледокольный флот России в первой четверти XXI века. Задачи и перспективы освоения Северного морского пути / Ю. Л. Бордученко, И. Г. Малыгин, В. Ю. Каминский, В. А. Аксенов // Морские интеллектуальные технологии. — 2021. — № 2–1 (52). — С. 14–25. DOI: 10.37220/ MIT.2021.52.2.001.

6. Пустошный А. В. Проблемы, связанные с увеличением скорости круглогодичной работы крупнотоннажных транспортных судов в Арктике / А. В. Пустошный, К. Е. Сазонов // Арктика: экология и экономика. — 2017. — № 3 (27). —С. 103–110. DOI: 10.25283/2223-4594-2017-3-103-110.

7. Сазонов К. Е. Развитие ледовой ходкости судов в ХХI веке / К. Е. Сазонов // Труды Крыловского государственного научного центра. — 2018. — № 2(384). — С. 9–28. DOI: 10.24937/2542-2324-2018-2-384-9–28.

8. Калинина Н. В. Влияние пневмоомывающего устройства на ходкость ледоколов / Н. В. Калинина // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — С. 308.

9. Reducing ice friction since 1969 // Arctic Passion News, Aker Arctic Technology Inc’s customer magazine. — 2020. — Vol. 1. — Is. 19. — Pp. 18–19.

10. Жуков В. А. Противообледенительное устройство ледокола как средство повышения энергоэффективности судна / В. А. Жуков, Е. А. Степанов, В. Л. Ерофеев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2022. — Т. 14. — № 3. — С. 430–439. DOI: 10.21821/2309-5180-2022-14-3-430-439.

11. Жуков В. А. Определение энергопотребления противообледенительных устройств ледоколов / В. А. Жуков, Е. А. Степанов // Морские технологии: проблемы и решения — 2022: сб. ст. участников науч.-практ. конф. — Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. — С. 33–35.

12. Лобода Б. Н. Компактные судовые компрессорные установки двойного применения / Б. Н. Лобода [и др.] // Судостроение. — 2006. — № 3 (766). — С. 40–42.

13. Кузнецов Л. Г. Применение роторных компрессорных систем АО «Компрессор» для эффективного решения задач пневмообмыва корпуса ледокола и в альтернативных гражданских проектах / Л. Г. Кузнецов [и др.] // Морской вестник. — 2018. — № 2 (66). — С. 41–44.

14. Пинчук О. А. Некоторые свойства хладоносителепй на основе водного раствора пропиленгликоля / О. А. Пинчук, С. В. Караван, Д. В. Караван // Холодильная техника. — 2009. — № 6. — С. 26–29.

15. Ерофеев В. Л. Теплотехника: учебник для вузов / В. Л. Ерофеев, П. Д. Семенов, А. С. Пряхин. — М.: Академкнига, 2008. — 488 с.

16. Хатамова Д. Н. Исследование влияния температуры всасываемого воздуха на эффективность поршневого компрессора / Д. Н. Хатамова, Р. У. Джураев // Universum: технические науки. — 2021. — № 6–2 (87). — С. 44–47. DOI: 10.32743/UniTech.2021.87.6.12008.


Рецензия

Для цитирования:


Жуков В.А., Степанов Е.А., Ерофеев В.Л. Оценка эффективности подогрева воздуха противообледенительного устройства ледокола на входе в компрессор. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2023;15(3):464-475. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-3-464-475

For citation:


Zhukov V.A., Stepanov E.A., Erofeev V.L. Evaluation of the effectiveness of air heating of the icebreaker anti-icing device at the compressor inlet. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2023;15(3):464-475. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-3-464-475

Просмотров: 324


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)