Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

Теоретические основы высвобождения судов из тяжелых ледовых условий

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-2-200-214

Аннотация

Темой исследования является предотвращение повреждения корпусов судов при плавании в полярных водах в тяжелых ледовых условиях, представляющее собой опасную ситуацию, которая грозит экологическими загрязнениями и возможной гибелью судна, его пассажиров и экипажа. Отмечается, что интенсивное развитие ледового плавания при освоении арктических регионов Российской Федерации и других полярных вод требует разработки и совершенствования методов освобождения судов, зажатых в тяжелых льдах. Плавание судов в тяжелых ледовых условиях сопровождается значительными трудностями и опасностями для судна, его пассажиров и экипажа. Такая ситуация может значительно усугубляться в том случае, если на определенном этапе плавания в ледовых условиях начинается подвижка тяжелых льдов, приводящая к сжатию ледового канала, в котором находится судно. При этом возрастает опасность разрушения корпуса судна, создания водотечности и возможной гибели судна, его пассажиров и экипажа, а также происходит загрязнение окружающей среды. В статье рассматриваются теоретические основы высвобождения судна из тяжелых ледовых условий, основанные на принципах раскачивания и толкания, а также рубки льда, зажимающего судна, которые доказали свою эффективность в других областях науки и техники. Использование аппарата теории судна и опыта ледовых проводок позволили обосновать возможность эффективного применения методов раскачивания, толкания и рубки льда для высвобождения судов, оказавшихся в тяжелых ледовых условиях. Показана теоретическая возможность использования комбинаций работы балластной системы, грузовых стрел и кранов, специальных действий экипажа зажатого во льду судна, а также его взаимодействия с ледоколами и другими судами для рубки зажимающего льда, раскачивания и толкания, увеличивающих эффективность высвобождения судна из тяжелых ледовых условий. Материалы статьи могут быть использованы для разработки практических рекомендаций по высвобождению судов из тяжелых ледовых условий самостоятельно, а также с использованием ледоколов и других судов.

Об авторах

А. А. Ершов
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

Ершов Андрей Александрович — доктор технических наук, доцент

198035 Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



А. М. Бояринов
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

Бояринов Александр Михайлович — кандидат технических наук, доцент

198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



А. А. Гаккель
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия

Гаккель Алексей Алексеевич — старший преподаватель

198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7



Список литературы

1. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). — СПб.: АО «ЦНИИМФ», 2016. — 232 с.

2. Резолюция MSC.386(94) «Поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420376047 (дата обращения: 01.12.2022).

3. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (МК СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками). — СПб.: АО «ЦНИИМФ», 2021. — 1184 с.

4. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ-73/78). Кн. I, II. — СПб.: АО «ЦНИИМФ», 2017. — 824 с.

5. Ершов А. А. Рекомендации по маневрированию судна в ледовых условиях / А. А. Ершов, С. Ю. Развозов, П. И. Петухов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2016. — № 5 (39). — C. 20–29. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-5-20-29.

6. Ершов А. А. Оценка эффективности использования перекачки балласта для предотвращения повреждения корпуса судна в ледовых условиях / А. А. Ершов, П. И. Петухов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2021. — Т. 13. — № 3. — С. 316–324. DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-3-316-324.

7. Ершов А. А. Рекомендации по спрямлению судна при аварии в ледовых условиях/ А. А. Ершов, П. И. Петухов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2016. — № 6 (40). — C. 34–42. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-6-34-42.

8. Ершов А. А. Рекомендации по действия в чрезвычайных ситуациях в ледовых условиях плавания / А. А. Ершов, П. И. Петухов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2017. — Т. 9. — № 1. — С. 17–26. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-1-17-26.

9. Ершов А. А. Некоторые аварии и катастрофы отечественных и иностранных судов: монография / А. А. Ершов, В. И. Никольский. — СПб.: ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2013. — 196 с.

10. Gao G. X. Breaking the Ice: Navigation in the Arctic / G. X. Gao, L. Heng, T. Walter, P. Enge // Global Navigation Satellite Systems: Report of a Joint Workshop of the National Academy of Engineering and the Chinese Academy of Engineering. — National Academies Press, 2012. — Pp. 229–238.


Рецензия

Для цитирования:


Ершов А.А., Бояринов А.М., Гаккель А.А. Теоретические основы высвобождения судов из тяжелых ледовых условий. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2023;15(2):200-214. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-2-200-214

For citation:


Ershov A.A., Boiarinov A.M., Gakkel A.A. Theoretical foundations of freeing ships from heavy ice conditions. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2023;15(2):200-214. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-2-200-214

Просмотров: 234


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)