Поиск оптимальных судоходных маршрутов в акватории арктических морей
https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-2-191-199
Аннотация
Статья посвящена разработке метода выбора оптимальных судоходных маршрутов и определения условий, при которых Северный морской путь может быть использован круглогодично. Тема и цель исследования непосредственно связаны с задачами, реализация которых предусмотрена планом развития Северного морского пути, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации 1 августа 2022 г., в соответствии с программой финансирования работ по созданию и внедрению цифровой платформы Северного морского пути, утвержденной Правительством в январе 2023 г. Дана оценка современного состояния сети судоходных маршрутов, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, а также структуры и состава арктического ледокольного и транспортного флота. Отмечается, что к основным факторам, оказывающим влияние на реализацию программы круглогодичной навигации в Восточном секторе Арктики, относятся тяжелые ледовые условия, недостоверные прогнозы ледовой обстановки, отсутствие достаточного количества ледоколов и транспортных судов, способных на арктическом мелководье преодолевать поля толстых льдов. По результатам обзора существующих методов определения безопасных и экономически выгодных судоходных маршрутов разработаны основные требования к методам выбора оптимальных маршрутов в акваториях арктических морей. Обосновано использование метода многокритериальной оценки альтернативных маршрутов по множеству критериев безопасности, зависящих от навигационного периода и способа плавания транспортных судов во льдах. Составлен перечень информации, необходимой для реализации разработанного многокритериального метода поиска оптимальных маршрутов, и перечень основных этапов его реализации. Приведены результаты проверки метода сравнительной оценки альтернативных маршрутов с использованием набора имитационных моделей. Даны рекомендации по использованию разработанного метода. Определены основные направления дальнейших исследований.
Об авторах
Е. В. АндрееваРоссия
Андреева Екатерина Валерьевна — ассистент
198035, Санкт-Петербург ул. Двинская, 5/7
А. Л. Тезиков
Россия
Тезиков Александр Львович — доктор технических наук, профессор
198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2022 г. № 2115-р. «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 г.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/news/46171/ (дата обращения: 10.01.2023).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.01.2023 № 8 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на обеспечение создания цифровой экосистемы Северного морского пути» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301160013 (дата обращения: 20.01.2023).
3. Шацбергер Э. М. Тактика плавания во льдах. Ледовые пути Арктики / Э. М. Шацбергер. — СПб.: Артиком, 2012. — 400 с.
4. Афонин А. Б. Комплексная оценка безопасности плавания в акватории Северного морского пути / А. Б. Афонин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2018. — Т. 10. — № 6. — С. 1132–1142. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-6-1132-1142.
5. Егоров А. Г. Изменение возрастного состава и толщины зимнего покрова арктических морей России в начале XXI века / А. Г. Егоров // Проблемы Арктики и Антарктики. — 2020. —Т. 66. — № 2. — С. 124–143. DOI: 10.30758/0555-2648-2020-66-2-124-143.
6. Смоляницкий В. М. Сравнительный анализ прямых измерений толщин льда и высот снега, наблюдений Cryosat — 2 и численных оценок системы PIOMAS / В. М. Смоляницкий, А. Б. Тюряков, К. В. Фильчук, И. Е. Фролов // Проблемы Арктики и Антарктики. — 2020. — Т. 66. — № 3. — С. 337–348. DOI: 10.30758/0555–2648-2020-66-3-337-348.
7. Башмакова Е. П. Развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктической транспортной системы / Е. П. Башмакова, М. В. Ульченко // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2019. — № 12 (110). — С. 88–96. DOI: 10.26726/1812-7096-2019-12-88-96.
8. Вячеслав Рукша, Росатом: «На СМП можно переориентировать до 15 % грузопотока из Суэцкого канала» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.atomicenergy.ru/statements/2022/10/13/129239 (дата обращения 25.01.2023).
9. Проблемы Северного морского пути / Отв. ред. А. Г. Гранберг, В. И. Пересыпкин. — М.: Наука, 2006. — 580 с.
10. Андреева Е. В. Учет влияния гидрографической изученности на безопасность плавания крупнотоннажных судов в акватории Северного морского пути / Е. В. Андреева, К. Я. Исаулова, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2019. — Т. 11. — № 5. — С. 856–866. DOI: 10.21821/2309-5180-2019-11-5-856-866.
11. Акмайкин Д. А. Эвристический поиск оптимального маршрута судна по северному морскому пути / Д. А. Акмайкин, С. Ф. Клюева, П. А. Салюк // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2015. — № 5 (33). — C. 55–62. DOI: 10.21821/2309-5180-2015-7-5-55-62.
12. Андреева Е. В. Многокритериальный подход в задаче выбора оптимальных маршрутов в акватории Северного морского пути / Е. В. Андреева // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2021. — Т. 13. — № 3. — С. 399–408. DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-3-399-408.
13. Ногин В. Д. Принятие решений в многокритериальной среде / В. Д. Ногин. — М.: Физматлит, 2005. — 176 с.
Рецензия
Для цитирования:
Андреева Е.В., Тезиков А.Л. Поиск оптимальных судоходных маршрутов в акватории арктических морей. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2023;15(2):191-199. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-2-191-199
For citation:
Andreeva E.V., Tezikov A.L. Search for optimal shipping routes in the Arctic seas. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2023;15(2):191-199. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-2-191-199