Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

ОПТИМИЗАЦИЯ КОНФИГУРАЦИИ БАРЖЕ-БУКСИРНЫХ СОСТАВОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАБАРИТНЫХ И НАВИГАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-5-722-735

Аннотация

Темой исследования является организация перевозок внутренним водным транспортом, в частности, учет габаритных характеристик и навигационных особенностей водных путей, выбор судна для работы на маршруте, обеспечение безопасности плавания и экономической эффективности рейса. Отмечается, что одним из основных преимуществ барже-буксирных составов является возможность их формирования под заданные размеры водного пути. Однако в практике эксплуатации преимущественно используетсялинеарный подход, предполагающий транспортировку груза на всем протяжении маршрута при постоянном составе и количестве несамоходных барж и буксиров. Целью данной работы является преодоление линеарного подхода, используемого в настоящее время при формировании судового состава, и разработка математических основ для описания системы управления барже-буксирными составами, частной задачей - оптимизация структуры барже-буксирных составов под локальные ограничения участков водного пути. Для решения поставленной задачи в работе предполагается изучение возможности переформирования состава судов непосредственно на маршруте в зависимости от условий прохождения того или иного участка внутренних водных путей, что в будущем позволит повысить эффективность перевозок и обеспечить перевозку большего объема груза за один рейс. Для математического описания внутренних водных путей в работе использовались их естественные характеристики, были выделены участки, совпадающие по ограничительным признакам, т. е. каждый участок внутренних водных путей в зависимости от своего типа имел определенный набор ограничений, связанных с габаритными характеристиками, которые необходимо учитывать при организации судоходства. Выполненное графоаналитическими методами моделирование движения судового состава по участкам водных путей различных типов, в том числе по криволинейному участку, показывает ограничения, возникающие при вхождении в поворот и прохождении искусственных сужений судового хода, а также отражает способность прохождения всего маршрута за счет смены конфигурации при сохранении общей грузоподъемности состава. В результате получены математические соотношения и система неравенств, определяющие выбор участка внутренних водных путей для эксплуатации составов в определенной (заданной) конфигурации и планирования их переформирования под заданные характеристики водного пути.

Об авторе

Анастасия Михайловна Жидкова
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия


Список литературы

1. Егоров А. Г. Математическая модель определения главных характеристик составных судов / А. Г. Егоров // Морской вестник. - 2015. - № 2 (54). - С. 85-89.

2. Егоров Г. В. Использование опыта работы речного транспорта США для создания эффективных моделей работы отечественного флота / Г. В. Егоров // Труды Крыловского государственного научного центра. - 2020. - № S2. - С. 182-186. DOI: 10.24937/2542-2324-2020-2-S-I-182-186.

3. Преснов С. В. Текущее состояние транспортного флота центрального региона России / С. В. Преснов, Ю. А. Кочнев // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2016. - № 48. - С. 142-146.

4. Егоров А. Г. Анализ аварийности барже-буксирных составов внутреннего и смешанного река-море плавания / А. Г. Егоров // Морской вестник. - 2016. - № 2 (58). - С. 103-109.

5. Приказ Минтранса России от 10.07.2013 № 235 (ред. от 18.05.2020) «Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152873/ (дата обращения: 01.08.2022).

6. Лебедева О. А. Сравнительный анализ методов решения транспортных задач при оптимальном планировании перевозочного процесса / О. А. Лебедева, В. Е. Гозбенко, А. А. Пыхалов, Ю. Ф. Мухопад // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - № 3 (67). - С. 134-139. DOI: 10.26731/1813-9108.2020.3(67).134-139.

7. Щербина О. В. Определение типоразмера барже буксирного состава / О. В. Щербина // Вісник Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. - 2017. - № 4. - С. 248-253.

8. Егоров А. Г. Определение главных размерений барже-буксирного состава смешанного плавания «Днепро-макс» класса / А. Г. Егоров // Вестник ОНМУ. - 2013. - Вып. 3 (39). - С. 37-61.

9. Каретников В. В. Лимитирующие гидрометеорологические факторы при использовании 3D электронных навигационных карт для проводки судов «река-море» плавания по внутренним водным путям / В. В. Каретников, Ю. Н. Андрюшечкин, А. А. Прохоренков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2021. - Т. 13. - № 4. - С. 451-464. DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-4-451-464.

10. Лебедева М. П. Методика оценки безопасного движения судов в стесненной акватории / М. П. Лебедева, С. Д. Айзинов, А. О. Лебедев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 1. - С. 111-120. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-1-111-120.

11. Мартюк Г. И. Учет ветра в математической модели судна с целью оценки его влияния на маневренные характеристики / Г. И. Мартюк, Ю. И. Юдин, А. Ю. Юдин // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. - 2004. - Т. 7. - № 3. - С. 375-380.

12. Мартюк Г. И. Учет волнения в математической модели судна с целью оценки его влияния на маневренные характеристики / Г. И. Мартюк, Ю. И. Юдин, А. Ю. Юдин // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. - 2004. - Т. 7. - № 3. - С. 381-389.

13. Мартюк Г. И. Учет мелководья в математической модели судна с целью оценки его влияния на маневренные характеристики / Г. И. Мартюк, Ю. И. Юдин, А. Ю. Юдин // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. - 2004. - Т. 7. - № 3. - С. 390-397.

14. Рыбников Д. Ю. Исследование возможности эксплуатации толкаемого состава (буксир проекта Р45Б/Р45А плюс баржа проекта ROB20) на реке Белая с помощью математической модели / Д. Ю. Рыбников, О. Ю. Лебедев // Научные исследования XXI века. - 2019. - № 1 (1). - С. 71-76.

15. Гуров П. В. Управляемость буксирного состава в сложных путевых и метеорологических условиях: дис. … канд. техн. наук: 05.08.01 / П. В. Гуров. - Н. Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2013. - 179 c.

16. Токарев П. Н. Оценка условий безопасного маневрирования судна при ветре на малых скоростях хода / П. Н. Токарев // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2019. - № 60. - С. 202-212.

17. Sukas O. F. Theoretical background and application of MANSIM for ship maneuvering simulations / O. F. Sukas, O. K. Kinaci, S. Bal // Ocean Engineering. - 2019. - Vol. 192. - Pp. 106239. DOI: 10.1016/j.ocean-eng.2019.106239.

18. Гладков Г. Л. Водные пути и гидротехнические сооружения: Учебник для вузов / Г. Л. Гладков, М. В. Журавлев, А. В. Москаль, А. М. Гапеев, М. А. Колосов. - СПб.: СПГУВК, 2011. - 441 с.

19. Перечень основных характеристик и параметров сети водных путей категории E «Синяя книга» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unece.org/DAM/trans/doc/2012/sc3wp3/ECE-TRANS-SC3-144rev2r.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

20. Shcherbina O. Development of imitation model for selection of tug barge vessels for work on the line / Shcherbina // Technology audit and production reserves. - 2018. - Т. 1. - № 2 (39). - С. 28-32. DOI: 10.15587/2312-8372.2018.121514.

21. Молчанова М. В. Существующие методы расчета габаритов судового хода на криволинейном участке пути / М. В. Молчанова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2005. - № 12. - С. 213-218.

22. Молчанова М. В. Учет влияния параметров поворота русла реки при определении потребной ширины судового хода / М. В. Молчанова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2007. - № 23. - С. 83-86.

23. Егоров А. Г. Определение оптимального значения коэффициента полноты и эксплуатационной скорости составов и составных судов смешанного река-море плавания / А. Г. Егоров // Морской вестник. - 2015. - № 3 (55). - С. 19-24.

24. Козлов С. Г. Разработка комплексных математических моделей движения судов / С. Г. Козлов // Наука и техника транспорта. - 2008. - № 1. - С. 53-56.

25. Железнова Н. В. Установление взаимосвязи габаритов судового хода и параметров расчетных судов при выборе метода улучшения судоходных условий / Н. В. Железнова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2014. - № 41. - С. 320-323.

26. Железнова Н. В. Безопасная взаимосвязь параметров расчетных судов и габаритов судового хода // Великие реки 2014: Материалы междунар. науч.-метод. конф.; ФГБОУ ВО «ВГУВТ». - Н. Новгород, 2014. - С. 166-169.

27. Девяткин А. А. Исследование проблем безопасной эксплуатации многозвенных изгибаемых составов: дис. … канд. техн. наук: 05.22.19 / А. А. Девяткин. - Новосибирск: Новосибирская гос. акад. водного транспорта, 2004. - 136 c.


Рецензия

Для цитирования:


Жидкова А.М. ОПТИМИЗАЦИЯ КОНФИГУРАЦИИ БАРЖЕ-БУКСИРНЫХ СОСТАВОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАБАРИТНЫХ И НАВИГАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2022;14(5):722-735. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-5-722-735

For citation:


Zhidkova A.M. OPTIMIZATION OF THE BARGE-TOWING COMBINATIONS CONFIGURATION DEPENDING ON THE OVERALL AND NAVIGATIONAL CHARACTERISTICS OF INLAND WATERWAYS. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2022;14(5):722-735. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-5-722-735

Просмотров: 369


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)