Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ: РАЗРАБОТКА УНИВЕРСАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПУСТИМОЙ ШИРИНЫ ИНТЕРВАЛА БОКОВОГО СМЕЩЕНИЯ

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-5-676-690

Полный текст:

Аннотация

В основе предлагаемого исследования находятся положения Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), предписывающие оснащение судов оборудованием ЭКНИС. Отмечается, что использование ЭКНИС призвано обеспечить безопасность мореплавания, обладает по сравнению с навигацией «на бумажных картах» рядом преимуществ. Подчеркивается, что профессиональное использование электронных карт предполагает наличие у вахтенных помощников достаточной компетенции, позволяющей избегать неверного восприятия информации с дисплея или некорректной настройки ключевых параметров, которые могут привести к аварии. В статье рассмотрен вопрос определения допустимой величины бокового смещения судна (XTL) как одного из ключевых параметров маршрута в ЭКНИС. В процессе проведения настоящего исследования были изучены процедуры СУБ нескольких компаний. Отмечается, что требования к величине XTL индивидуальны и могут различаться. Вопрос определения шириным «коридора» смещения был рассмотрен в недавнем исследовании [9], авторы которого также указывают на отсутствие единых рекомендаций по определению величины XTL и предлагают собственный метод ее вычисления. В настоящей статье выполнен анализ предложенного метода и установлено, что с его помощью можно определить минимальную величину XTL, но для подбора оптимального значения для конкретных условий необходимо учитывать габариты судна и размеры определенного водного пути, а также требования компании к запасу глубины под килем. Представлена структура модели, в которой эта информация объединена и дополняет предложенный ранее метод. Предложенная в исследовании модель является гибкой: путем изменения входных данных может быть дана оценка проходимости любого судна через любой водный путь. Включение информации о характере распределения глубин при помощи кусочно-линейной функции позволяет оценить запас воды под килем при любых значениях смещения судна и определить величину опасного смещения в конкретных условиях. Главным недостатком модели является необходимость построения функции, которая будет достоверно отражать распределение глубин на участке водного пути, что ограничивает ее применение для естественных водоемов со сложным рельефом. Следует отметить, что при определенных исходных данных могут возникать «пограничные случаи», когда безопасность перехода вызывает сомнения. Для разрешения таких неопределенностей модель в дальнейшем может быть модернизирована путем включения экспертных оценок при помощи аппарата нечеткой логики.

Об авторе

Артур Романович Шошин
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»
Россия


Список литературы

1. Čolak M. Current Electronic Chart Display and Information Systems (ECDIS) In Use / M. Čolak, I. Toman, T. Bielić // Proceedings of the 7th International Maritime Science Conference. - Split, Croatia: Faculty of maritime studies split, 2017. - Pp. 474-480.

2. Asyali E. The Role of ECDIS in Improving Situation Awareness / E. Asyali // 13th Annual General Assembly of the International Association of Maritime Universities - Expanding Frontiers: Challenges and Opportunities in Maritime Education and Training. - AGA-IAMU, 2012. - Pp. 123-136.

3. Дорохин А. И. Использование ЭКНИС - как одна из мер повышения безопасности судоходства, перспективы для судов смешанного плавания / А. И. Дорохин, В. В. Волков // Транспорт: проблемы, цели, перспективы (TRANSPORT 2021): Материалы II Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Под редакцией Е. В. Чабановой. - Пермь: Пермский филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2021. - С. 370-376.

4. Kum S. A case study for using operational ECDIS functions / S. Kum, B. A. Başar, Y. E. Şenol // Marine reports (MAREP). - 2022. - Vol. 1. - No. 1. - Pp. 13-25. DOI: 10.5281/zenodo.6594091.

5. Car M. The navigator’s aspect of PNC before and after ECDIS implementation: Facts and potential implications towards navigation safety improvement / M. Car, D. Brčić, S. Žuškin, B. Svilicic // Journal of Marine Science and Engineering. - 2020. - Vol. 8. - Is. 11. - Pp. 842. DOI: 10.3390/jmse8110842.

6. Pipchenko O. Identification of weak links in the ECDIS-operator system based on simulator training / O. Pipchenko, O. Burenkov, M. Tsymbal, V. Pernykoza // TransNav: International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. - 2021. - Vol. 15. - No. 1. - Pp. 83-88. DOI: 10.12716/1001.15.01.07.

7. Lušić Z. Human errors in ECDIS related accidents / Z. Lušić, M. Bakota, Z. Mikelić // Proceedings of the 7th International Maritime Science Conference. - Split, Croatia: Faculty of maritime studies split, 2017. - Pp. 230-242.

8. Turna İ. A causative analysis on ECDIS-related grounding accidents / İ. Turna, O. B. Öztürk // Ships and Offshore Structures. - 2020. - Vol. 15. - Is. 8. - Pp. 792-803. DOI: 10.1080/17445302.2019.1682919.

9. Kristić M. Zone of confidence impact on cross track limit determination in ECDIS passage planning / M. Kristić, S. Žuškin, D. Brčić, S. Valčić // Journal of Marine Science and Engineering. - 2020. - Vol. 8. - Is. 8. - Pp. 566. DOI: 10.3390/jmse8080566.

10. IHO Transfer Standard for Digital Hydrographic Data. Publication S-57. Supplementary Information for the Encoding of S-57 Edition 3.1 ENC Data (S-57 Supplement No. 3). - Monaco: International Hydrographic Bureau, 2014. - 20 р.

11. Resolution A.1046(27). Worldwide Radionavigation System. - IMO, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wwwcdn.imo.org/localresources/en/KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/AssemblyDocuments/A.1046(27).pdf (дата обращения: 15.06.2022).

12. Navigating the Houston Ship Channel: a reference for commercial users. - Houston-Galveston Navigation Safety Advisory Committee, 2011. - 20 p.


Рецензия

Для цитирования:


Шошин А.Р. ЭЛЕКТРОННЫЕ КАРТЫ: РАЗРАБОТКА УНИВЕРСАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПУСТИМОЙ ШИРИНЫ ИНТЕРВАЛА БОКОВОГО СМЕЩЕНИЯ. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2022;14(5):676-690. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-5-676-690

For citation:


Shoshin A.R. ELECTRONIC CHARTS: DEVELOPMENT OF THE MULTIPURPOSE MODEL FOR CROSS TRACK LIMIT DETERMINATION. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2022;14(5):676-690. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-5-676-690

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)