Preview

Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МЕТАЦЕНТРИЧЕСКОЙ ВЫСОТЫ КОНТЕЙНЕРОВОЗА НА ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ БОРТОВОЙ КАЧКИ

https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-3-359-371

Аннотация

Рассмотрено влияние метацентрической высоты контейнеровоза на формирование условий, способствующих возникновению параметрического резонанса по бортовой качке. Отмечается, что в теории качки судна и существующих методах прогнозирования и учета параметрического резонанса контейнеровозов не рассматривается влияние фактической аппликаты центров тяжести контейнеров на метацентрическую высоту, а, соответственно, и на параметры качки судна. В реальных условиях плавания судна параметры качки определяются фактически, с использованием секундомера, и глазомерно. Рост аварийности с потерей контейнеров за борт позволяет считать, что уже на стадии планирования рейса судна критически важно знать его фактическую метацентрическую высоту и то,какое влияние она будет оказывать на параметры качки в ожидаемых гидрометеорологических условиях. Целью данного исследования является сравнительная оценка влияния метацентрической высоты контейнеровоза на формирование условий, способствующих возникновению параметрического резонанса по бортовой качке. Для этого в работе рассмотрены два характерных условия возникновения параметрической бортовой качки в соответствии с положениями циркулярного письма Международной морской организации, направленного на обеспечение безопасности плавания судов в неблагоприятных погодных условиях и состоянии моря. Изменение фактической метацентрической высоты контейнеровоза оценивалось с учетом возможных значений фактической аппликаты центров тяжести контейнеров. В результате было подтверждено, что изменение метацентрической высоты контейнеровоза оказывает влияние на условия возникновения параметрической бортовой качки. Это выражается в изменении периода бортовой качки, зависящего от метацентрической высоты, и периода набегания волн на судно, зависящего в том числе от курса и скорости судна. Сделан вывод о том, что необходимо учитывать фактическую метацентрическую высоту контейнеровоза для оценки безопасности плавания в ожидаемых гидрометеорологических условиях рейса. Показано, как совокупное изменение метацентрической высоты, курса и скорости судна влияет на возникновение параметрической бортовой качки контейнеровоза.

Об авторе

Р. С. Царик
ФГБОУ ВО «МГУ им. адм. Г. И. Невельского»
Россия


Список литературы

1. Uzonoglu C. E. Numerical and Experimental Study of Parametric Rolling of a Container Ship in Waves: Thesis for obtaining the degree of Master of Science / C. E. Uzonoglu. - Universidade Técnica de Lisboa, 2011. - 98 p.

2. Van Laarhoven B. J. H. Stability Analysis of Parametric Roll Resonance: Traineeship report / B. J. H Van Laarhoven. - Eindhoven: Eindhoven University of Technology, 2009. - 37 p.

3. Míguez González M. A study of ship parametric roll resonance for the evaluation of preventive strategies: Tesis Doctoral / M. Míguez Gonzalez. - Universidade Da Coruna, 2012. - 343 p.

4. France W. N. An Investigation of Head-Sea Parametric Rolling and its Influence on Container Lashing Systems / W. N. France, M. Levadou, T. W. Treackle, J. R. Paulling, R. K. Michel, C. Moore // Marine Technology and SNAME news. - 2003. - Vol. 40. - Is. 01. DOI: 10.5957/mt1.2003.40.1.1.

5. Ершов А. А. Практический способ определения резонанса по бортовой качке судна / А. А. Ершов, А. В. Теренчук // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 5 (33). - С. 18-25. DOI: 10.21821/2309-5180-2015-7-5-18-25.

6. Ершов А. А. Диаграмма для определения опасных областей при движении судна в штормовом море / А. А. Ершов, С. В. Сольнов, А. М. Бояринов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2018. - № 2. - С. 22-27. DOI: 10.24143/2073-1574-2018-2-22-27.

7. Семенова В. Ю. Определение амплитуд параметрической бортовой качки судна при различных вариантах нагрузки / В. Ю. Семенова, Д. А. Альбаев // Морские интеллектуальные технологии. - 2018. - № 3-1 (41). - С. 34-44.

8. Царик Р. С. Оценка влияния положения центра тяжести контейнера на метацентрическую высоту контейнеровоза / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 6 (40). - С. 58-70. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-6-58-70.

9. Царик Р. С. Оценка влияния стандартного и фактического центров тяжести контейнера с типовым размещением груза на метацентрическую высоту контейнеровоза / Р. С. Царик // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2021. -Т. 13. - № 1. - С. 17-28. DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-1-17-28.

10. Царик Р. С. Система оперативного контроля грузовых операций контейнеровоза (СОКГОК) / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Эксплуатация морского транспорта. - 2015. - № 2 (75). - С. 16-23.


Рецензия

Для цитирования:


Царик Р.С. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МЕТАЦЕНТРИЧЕСКОЙ ВЫСОТЫ КОНТЕЙНЕРОВОЗА НА ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ БОРТОВОЙ КАЧКИ. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2021;13(3):359-371. https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-3-359-371

For citation:


Tsarik R.S. EVALUATING THE METACENTRIC HEIGHT OF CONTAINER SHIP INFLUENCE ON GENERATION OF CONDITIONS CONTRIBUTING TO THE OCCURRENCE OF PARAMETRIC ROLLING RESONANCE. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2021;13(3):359-371. (In Russ.) https://doi.org/10.21821/2309-5180-2021-13-3-359-371

Просмотров: 179


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-5180 (Print)
ISSN 2500-0551 (Online)